“Фигура” потребности выделена, но блокируется адресация чувства, имеющего отношение к ее удовлетворению — контактирование.
А. Клиент демонстрирует ретрофлексивный механизм и терапевт “заражается”, работая внутри ретрофлексивной системы. Например, в системе “гнев-вина”, терапевт попеременно ощущает, то раздражение, то вину из-за отсутствия продвижения в сессии. При этом, он не фасилитирует появление адресата этих чувств в сессии или не поддерживает прямое взаимодействие с ним, необходимое для удовлетворения потребности клиента.
Б. Терапевт ретрофлексивен, остается в сессии замкнутой неприступной системой, “не чувствует” и не проявляет чувств, отношения, оценок, всего того, что относится к клиенту. Клиент остается в одиночестве. Взаимодействие, чаще всего, носит характер эмоционально сухого обмена рационализациями.
Стратегии супервизора.
В первом случае, супервизор фокусируется на разборе с терапевтом клиентской системы отношений, чувств клиента к “участникам проблемы”, адресате этих чувств и решениях клиента о действиях в отношении адресата т.е. знакомится с навыком обращения ретрофлексии.
Во втором — супервизору стоит проявить повышенную бдительность в отношении собственных чувств и действий по отношению к терапевту, быть доступным, эмоциональным и попробовать прояснить связь ретрофлексивной позиции терапевта с его чувствами.
Особенности позиция супервизора.
Способность быть доступным, эмоциональным, живым, сознающим свои чувства к терапевту в супервизорской сессии.