Концепция диалога описывает отношения между человеком и миром. Это первое основание для понимания идей М.Бубера может показаться банальным. Повторяю: не межличностную коммуникацию, не закономерности предметной деятельности и даже не контакт в поле организм/среда, а
отношения между человеком и миром.
Человек – живое существо, сознающее свою отдельность. В этом сознании своей отдельности и единичности он противопоставлен огромности мира. Как обходиться с этой необъятностью мироздания? Человек, который не хочет даже задумываться над соотнесением себя и мира, существует на до-философском (обыденном) уровне мировоззрения. Философия вынуждена прямо или косвенно давать ответ на этот вопрос. Ответом являются либо попытки «спастись» от вопроса путем увлечения идеями экстатического единения и слияния с миром, либо попытки снизить накал проблемы отношения с помощью агностического отвлечения от мира, вынесения его «за скобки», либо, чаще всего, стремление упорядочить мир для человеческого сознания, максимально структурировать и систематизировать представления о нем. И лишь небольшое количество философов вновь поднимало этот «неудобный», но поистине «базовый» психологический вопрос, вопрос отношения между человеком и миром, тревожа умы не ответами, а вопросами, вопросами…
Как-то Мартин Бубер разделил всех философов на «обустроенных» (непроблематичных) и «бездомных» (проблематичных) (см.: Померанц, 1999). К «бездомным» он относил Августина, Паскаля, Кьеркегора, тех, кто в своих концепциях не старался «приручить» мироздание, а ощущал и выражал остроту специфической человеческой проблемы соотнесения отдельного человека с миром. К таким «бездомным» философам можно отнести и самого Мартина Бубера. Итак, диалог.
Отношение между человеком и миром двойственно, так как включает в себя два рода отношений, или, точнее, два рода соотнесений человека с миром. Эти два рода соотнесений обозначаются словом «Я–Ты» и словом «Я–Оно». Бубер настаивает на том, что это – одно слово «Я–Ты» и одно слово «Я–Оно», так как само «я» внутри Я–Ты-отношений и «я» внутри Я–Оно-отношений существенно различны.
Рик Хикнер пишет: «Тире в терминах «Я-Ты» и «Я–Оно» глубоко символичны. Они буквально означают, что ориентация, с которой человек подходит к другим, всегда выражается в отношениях и отражается на нем самом. Таким образом, они свидетельствуют о стиле нашего отношения к самим себе. Если я подхожу к другим с позиции «Я–Ты», это будет являться отражением моего отношения к себе. Если я делаю других объектами, то превращаю в объект и самого себя. Это замкнутый круг, который мы должны осознавать» (Хикнер, 2001, с.15).
В своем самом известном труде – «Я и Ты» — Бубер говорит:
«Жизнь человеческого существа не ограничена областью переходных глаголов. Она не сводится лишь к такой деятельности, которая имеет нечто своим объектом. Я нечто воспринимаю. Я нечто ощущаю. Я нечто представляю. Я нечто желаю. Я нечто чувствую. Я нечто мыслю. Жизнь человеческого существа не состоит из одного только этого и подобного этому.
Все это и подобное этому составляет царство Оно.
Царство Ты имеет другое основание.
Тот, кто говорит Ты, не обладает никаким Нечто как объектом, … он не обладает ничем. Но он со-стоит в отношении.» (Бубер, 1999а, с. 25.)
В отношении «Я – Ты» Другой выступает для меня не как средство осуществления какой-либо потребности и не как цель моего действия, а как целостная личность, неразделимая и уникальная. Феноменологическими признаками подлинного диалога, подлинной встречи являются удивление перед лицом инаковости другого человека и интерес к его непредсказуемой активности. Когда происходит переживание встречи, то опыт и категоризация отступают; Другой открывается мне, но в момент этой встречи я не узнаю о нем ничего, кроме того, что непосредственно предстает мне, кроме того, что сейчас находится между нами и не может быть отнесено ни к одному, ни к другому по отдельности.
Здесь еще один очень важный тезис теории диалога. Местом встречи является «пространство между». Встреча не происходит во внутреннем мире, внутренний мир лишен такой возможности. Диалог – «это в первую очередь онтическое отношение, т.е. отношение, затрагивающее не только субъективность и эмпирическую жизнь человека, но и его объективное бытие» (Бубер, 1999-б, с.252). Во внутреннем мире нет Ты, его можно обнаружить только за пределами Я, в «пространстве между».
«Приобретающий опыт не сопричастен миру. Ведь опыт «в нем», а не между ним и миром.
Мир не сопричастен опыту. Он дает узнавать себя, но его это никак не затрагивает, ибо мир ничем не содействует приобретению опыта и с ним ничего не происходит.
Мир как опыт принадлежит основному слову Я-Оно. Основное слово Я-Ты создает мир отношения.» (Бубер, 1999а, с.26.)
«Отношение есть взаимность. Мое Ты воздействует на меня, как и я воздействую на него. Наши ученики учат нас, наши создания создают нас. «Злой» преображается в несущего откровение, когда его касается священное основное слово. Как нас воспитывают дети, как нас воспитывают животные! Мы живем в потоке всеохватывающей взаимности, неисследимо в него вовлеченные» (там же, с.34).
Мартин Бубер выделяет три сферы, в которых строится мир отношения: жизнь с природой, жизнь с людьми, жизнь с духовными сущностями.
В качестве простого примера встречи с природным явлением он рассматривает процесс созерцания дерева.
«Я могу отнести его к определенному виду деревьев и рассматривать как экземпляр этого вида, исходя из его строения и образа жизни.
Я могу так переусердствовать в мысленном отвлечении от его неповторимости и безупречности его формы, что увижу в нем лишь выражение закономерностей – законов, в силу которых постоянное противодействие сил неизменно уравновешивается, или же законов, в силу которых связь элементов, входящих в его состав, то возникает, то вновь распадается. (…)
Однако по воле и милости может произойти так, что, когда я гляжу на дерево, меня захватывает отношение с ним, и отныне это дерево уже больше не Оно.
Сила исключительности завладела мной (курсив мой –
О.Н.).
При этом, каким бы ни было мое видение дерева, мне нет нужды отрекаться от него. Ни от чего не должен я отвращать свой взгляд ради того, чтобы узреть, и ничего из того, что я знаю о нем, я не обязан предать забвению. Скорее все: зрительный образ и движение, вид и экземпляр, закон и число – присутствует здесь в неразделимом единстве. (…)
Дерево – это не впечатление, не игра моих представлений, … но оно предстоит мне телесно и имеет отношение ко мне, так же как и я к нему – только иным образом… Отношение есть взаимность» (там же, с.27-28).
На первый взгляд трудно себе представить активность дерева по отношению ко мне. (Может быть, поэтому Бубер и выделяет три различные сферы возможного осуществления Я-Ты-отношения…)
Думая об «одушевлении неодушевленного», я вспоминаю свою встречу с Венецией, которая длилась всего один день. Возможно, Венеция – не вполне «чистый» пример, так как она в значительной степени является еще и «духовной сущностью». Но я понимаю, что не мог бы дать полноценного ответа на вопрос: «Что мне понравилось в Венеции?» Один раз попытался, сказав, что «этот город устроен так…, в нем здания и мосты имеют такие формы и размеры, что в нем легко дышать», и тут же понял, насколько жалок, невразумителен и безнадежно
фрагментарен мой ответ. Это все равно, что отвечать на вопрос, что нравится в любимой женщине – глаза, губы, руки? Очень многие ответы (а они составляют значительную часть мира искусства) будут правильными и – в еще большей степени – недостаточными.
Когда я рассказывал об этом своем опыте во время тренинговой программы в Нижнем Новгороде, одна участница в ответ рассказала мне о своих отношениях с ее городом, и это выглядело очень похожим на подлинное диалогическое отношение. В самом деле, у множества людей есть свой дуб, как у Андрея Болконского, или своя особая аллея, или свой, особенный, город.
Представлять себе, что такое Я-Ты-отношения «в сфере жизни с людьми», кажется, проще, хотя, с другой стороны, сложнее. Потому что то, что мы в обыденной речи называем диалогом, встречей – это совсем не то, что имел в виду Мартин Бубер.
Рик Хикнер поясняет: «Отношения «Я-Ты» — это опыт огромной ценности инаковости, уникальности и полноты бытия другого человека и возникающая в ответ твоя ценность для другого» (Хикнер, 2001, с.13).
Сам Бубер пишет об этом поэтично, говоря, что в момент встречи Другой «заполняет все поднебесное пространство. Это не означает, что, кроме него, ничего другого не существует: но все остальное живет в
его свете» (Бубер, 1999а, с.28).
В качестве примера жизни с духовными сущностями М.Бубер рассматривает не религиозный опыт
1, а процесс создания произведения искусства.
Послушаем его.
«Вот вечный источник искусства: образ, представший человеку, хочет стать через него произведением. Этот образ – не порождение души его, но то, что явилось пред ним, подступило к нему и взыскует его созидающей силы. Здесь все зависит от сущностного деяния человека: если он осуществит его, если изречет всем своим существом основное слово явившемуся образу, то изольется поток созидающей силы, возникнет произведение» (там же, с.29).
Мартин Бубер рассматривает взаимодействие со становящимся произведением искусства как подлинное
отношение. Причем в таком отношении зависимость творца от произведения ничуть не меньше, чем зависимость произведения от творца.
«Основное слово может быть изречено только всем существом; кто всецело предается этому, тот не смеет ничего утаить от себя; произведение – в отличие от дерева и человека – не допустит, чтобы я искал отдохновения в мире Оно, произведение господствует: если я не служу ему так, как должно, оно уничтожится или уничтожит меня» (там же, с.29).
Здесь мне хочется отметить, что очень близок к Буберу в своем анализе природы творчества Ролло Мэй, когда пишет, что «главное, что отличает творческий акт, — то, что он является
встречей» (Мэй, 2001, с.34). Проводя разграничительную линию между «эскапистским» творчеством (творчество как отреагирование, сублимация, изживание с помощью проецирования) и творчеством подлинным, Р.Мэй утверждает, что «в эскапистских формах творчества недостает истинной встречи, недостает контакта с реальностью» (там же, с.36). «Нельзя определять творчество как
субъективное явление; его нельзя исследовать только сквозь призму того, что происходит в человеке. Объективный полюс – это неотъемлемая часть процесса творчества. То, что проявляется как творчество, — это всегда
процесс, делание, а точнее, процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира» (там же, с.43).
Мартин Бубер, касаясь материальности процесса творчества, далее пишет: «Я перевожу образ в мир Оно. Завершенное произведение есть вещь среди вещей, как сумма свойств, оно доступно объективному опыту и поддается описанию. Но тому, кто созерцает, восприемля и зачиная, оно вновь и вновь может пред-стоять телесно (Бубер, 1999а, с.30).
Таким образом, воспринимающий произведение искусства может вернуть ему жизнь Ты.
Совсем недавно я ясно почувствовал, что такое диалог, осуществленный в созерцании. Находясь в картинной галерее Кракова, я стоял перед картиной Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». В общей сложности мы «общались» около часа. Вначале я разглядывал ее, и вскоре заметил, что она смотрит на меня. Впрочем, она смотрела на меня и, в то же время, не на меня. Через какое-то время я попытался отойти и оказался справа от нее. Выражение ее лица слегка изменилось. Я вернулся, затем стал смотреть по другой диагонали, слева. Впечатление стало опять немного иным. Через какое-то время, хотя я стоял на месте, в ее взгляде я обнаружил какие-то новые нотки. В самом деле, я был не только впечатлен ее жизненностью и обаянием, но и испытывал «интерес к ее непредсказуемой активности». Голос циника во мне насмешливо сказал: «М-да, отдаленно похоже на психотический опыт…» На самом деле, конечно, «отдаленно». Люди, созерцавшие вживую творения Леонардо да Винчи, знают, что разгадка скрывается не столько в особом состоянии воспринимающего (здесь важна в основном
готовность к диалогу), сколько в реальных характеристиках картины. Ее автор умер около пятисот лет назад, а она до сих пор «разговаривает» с людьми.
Но произведение искусства может остаться непрочтенным, нераскрытым, не-оживленным. И человек может остаться «суммой свойств», не представая другому как уникальная личность в полноте своего присутствия. Да и пережитая встреча также не гарантирует сохранение Я-Ты-отношений. Рик Хикнер по этому поводу замечает:
«Я-Ты-встреча … не должна замораживаться как единственная или великая цель, которую в любом случае необходимо достичь. Здесь заключен парадокс возможной переоценки, «взвинчивания» значения «Я-Ты»-опыта. Такое случается, когда кто-то один из пары пытается превратить встречу «Я-Ты» в цель.
Забавно, но это рождает лишь состояния «Я-Оно»!» (Хикнер, 2001, с.15).
«В том и состоит возвышенная печаль нашей судьбы, что каждое Ты в нашем мире должно становиться Оно. Таким исключительным было присутствие Ты в непосредственном отношении: однако, коль скоро отношение исчерпало себя или стало пронизано средством, Ты становится объектом среди объектов, пусть самым благородным, но – одним из них, определенным в границе и мере. Творчество – это в одном смысле претворение в действительность, в другом – лишение действительности. (…) И сама любовь не может удержаться в непосредственном отношении; она продолжает существовать, но в чередовании актуальности и латентности. Человек, который только что был уникальным и несводимым к отдельным свойствам, который не был некоей данностью, а только присутствовал, не открывался объективному опыту, но был доступен прикосновению, — этот человек теперь снова Он или Она, сумма свойств, количество, заключенное в форму. И я опять могу отделить от него тон его волос, его речи, его доброты; но до тех пор, пока я могу сделать это, он уже не мое Ты и еще не стал им.
В мире каждое Ты в соответствии со своей сущностью обречено стать вещью или вновь и вновь отходить в вещность. На языке объектов это звучало бы так: каждая вещь в мире может или до, или после своего овеществления являться какому-либо Я как его Ты. Но это язык ухватывает лишь край действительной жизни» (Бубер, 1999а, с.35).
Я-Ты-отношения осуществляются через полноту присутствия в настоящем. Эти слова выглядят красиво, но претворение их в жизнь далеко не всегда оказывается «комфортным». Более того, оно требует слишком многого.
«Невозможно жить в чистом настоящем: не будь предусмотрено его преодоление, быстрое и основательное, оно изничтожило бы человека. Но можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни. Надо лишь заполнить каждое мгновение опытом и использованием, и оно перестанет жечь» (там же, с.49). И, завершающим аккордом: «Человек не может жить без Оно. Но тот, кто живет лишь с Оно, тот не человек» (там же).
Принять идеи Мартина Бубера означает позволить содержательной насыщенности настоящего «жечь» тебя. Не в этом ли секрет стремления многих психотерапевтов адаптировать Бубера, не вдумываясь и не вчувствуясь в его концепцию, а подгоняя ее под заранее заданный каркас того или иного терапевтического подхода?
Психоаналитическая теория, положившая начало современному представлению о психотерапии, практически целиком основана на феноменах Я-Оно и, в наибольшей степени, на идее конфликта социума и индивидуума. К сожалению, гештальт-терапия не вполне преодолела эти основания. Я говорю не только о философе-анархисте Поле Гудмане, увлеченном идеей освобождения (liberation) личности от нивелирующего влияния социума, но и о знакомом с идеями Бубера основателе гештальт-терапии Фридрихе Перлзе, не избежавшем на склоне лет идеи гештальт-кибуц – особой терапевтической среды, в которой бытро будет формироваться «человек гештальтистского завтра». И не спасло их представление о едином взаимосвязанном поле организм/среда, не дополненное идеей
отношений между человеком и миром.
Не в самой ли нашей теории присутствуют зерна (или отсутствует противоядие) примитивного понимания гештальт-терапии как опоры на чувства вместо опоры на мысли или вульгарно-примитивного понимания психотерапии как «движения за освобождение от интроектов»?
Мартин Бубер писал, что человек, целиком погруженный в Я-Оно, «подчиняясь основному слову разделения, которое создает дистанцию между Я и Оно, делит свою жизнь среди людей … на две аккуратно очерченные сферы: социальные институты и чувства, сферу Оно и сферу Я.
Институты – это то, что «вовне»: там человек преследует всевозможные цели, работает, совершает сделки, оказывает влияние, становится предпринимателем и конкурирует с другими, организует, хозяйствует, служит, проповедует. Это до некоторой степени упорядоченная и более-менее согласованная структура, где дела идут своим ходом благодаря разносторонним усилиям человеческих мускулов и мозга.
Чувства – это то, что «внутри»: здесь человек живет и отдыхает от своей деятельности в институтах. Здесь заинтересованному взгляду предстанет целый спектр эмоций; человек потакает своим симпатиям и антипатиям, предается удовольствиям, а также страданиям, стараясь в последнем не заходить чересчур далеко. Здесь он у себя дома и может расслабиться в кресле-качалке.
Институты – это сложный форум, чувства же – своеобразный будуар, где никогда нет недостатка в развлечениях» (там же, с.53-54).
Но «институты не образуют общественную жизнь, чувства – личную. (…) Лишь немногие поняли, что чувства не образуют личную жизнь, хотя, казалось бы, именно в них должно обитать самое личное. И если уж кто умеет, как современный человек, заниматься лишь собственными чувствами, то даже отчаяние по поводу их неподлинности не вразумит его, ибо отчаяние – тоже чувство, и чувство весьма интересное. (…)
Живое взаимное отношение включает чувства, но не порождается чувствами (с.55).
И еще: «Институт брака никогда не обновить на каких-либо иных началах, минуя извечную основу истинного брака, ядро которого в том, что двое людей открывают друг другу Ты. Ты, которое не есть Я ни одного из них, строит из этого брак. Это метафизический и метапсихический факт любви, и чувства лишь сопровождают его» (с.55). Как Вы думаете, ведь это – не бесспорное утверждение?
В заключение этой части статьи я хотел бы повторить, что диалогическая настроенность – не набор техник и не набор свойств или установок. Это такое мировосприятие, при котором человек ощущает себя находящимся в постоянном диалоге с миром. Я задаю вопросы миру, и мир задает вопросы мне. И моя жизнь это ответы на призывы бытия и на те вопросы, которые разворачиваются предо мной. Еще раз: ответ это не словесная формула, а моя актуальная жизнедеятельность.