Многие гештальт-терапевты, работающие со сказками, (Колобовникова А.С., МИГИП,) обоснованно сравнивают их со сновидениями. Сновидение предлагает некий срез содержания бессознательного человека, также и сказка. Содержание сна, как часть бессознательного, представлено в виде символов. Давайте вообразим, что нам удается видеть сны «по заказу», в которых мы оперируем символами по своему желанию: выбираем события и персонажей, достигаем поставленных целей, но также символично, как во сне. Именно такие возможности открывает
метод работы с клиентской сказкой.
Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую. Соответственно можно выделить одноименные группы сказок.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Инструкции, которые предъявляются клиенту в данном случае такие: «Напишите сказку о себе», «Напишите любую сказку». После написания сказки, следует гештальт-сессия по работе с диагностической сказкой. В результате такой работы вскрывается базовый жизненный сценарий клиента, профессиональный, семейный, сексуальный сценарии. Важно отметить, что темы сказок выбираются согласно запросу клиента. Таким образом, возможно проводить работу как с базовым сценарием личности, так и со сказками, написанными по отдельным проблемам.
Прогностическая функция реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. Существуют два цикла реализации сказки в жизни человека – большой и малый. Так, в малом цикле, человек наверняка сталкивался с рядом повторяющихся ситуаций, одну из которых он узнает в написанной сказке. Следует отметить, что не всегда сказка дописана до конца, тогда во время гештальт-сессии задаются вопросы, позволяющие клиенту осознать события будущего: «Чем дело закончится?», «Что случится после смерти Василисы?»
Терапевтическая сказка повествует о том, как достичь клиенту желаемого будущего, а в некоторых случаях и о том, какое вообще будущее является желательным, исходя из сложившихся обстоятельств. Пишется терапевтическая сказка к самому неясному (для клиента) месту сказки. Неясный момент или пробел следует чаще всего сразу за «точкой настоящего». Это некие события, действия, изменения, которые приводят героя к желаемому будущему.
Таким образом, сказкотерапевтическая сессия включает в себя – написание сказки и последующую интерпретацию сказки согласно теории и принципам гештальт-метода. Обычно сказкотерапевтических сессий может быть несколько. Сказки будто матрешка в матрешке раскрывают суть и особенности жизненного сценария человека. Их написание и осознание помогает произвести желательные изменения в жизни. Так реализуется психотерапевтическая роль сказки.
ТРАДИЦИОННЫЙ ГЕШТАЛЬТ-МЕТОД В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ
1. Написание сказки
2. Интерпретация сказки.
3. Написание новой сказки (терапевтическая сказка)
4. Интерпретация терапевтической сказки.
Зачастую одного написания терапевтической сказки бывает достаточно для того, чтобы привлечь необходимые события в свою жизнь. Ведь сказка, как и сновидение, обнажает срез бессознательного, только в сказке мы оперируем символами согласно нашему запросу, это как будто видеть сны по заказу. Более того, сказкотерапия очень экологичный метод в этом плане. Давно известно, что герои произведений живут по своим законам, не возможно привнести в сказку что-то, чего нет внутри, и, если что-то не согласуется с нашим внутренним миром, сказка сразу сигнализирует об этом. Написание терапевтической сказки запускает определённые механизмы саморегуляции. Дополнительное осмысление с помощью гештальт–приёмов позволяет осознанно и немедленно привнести изменения в жизнь.
Выводы сделанные во время гештальт-сессии клиент может внедрять в жизнь незамедлительно, тем самым приближая желанную цель. Таким образом, если будущее неизвестно, нежелательно или клиент интуитивно чувствует, что ему хотелось бы что-то изменить, то в этом случае пишется новая сказка о желательном будущем героя и о путях достижения этого будущего, как было описано выше. Есть определённая тонкость: терапевтическая сказка чаще всего пишется к самому неясному месту сказки. Самое неясное место сказки это то, что следует за «точкой настоящего». Действительно, точка силы заключена всегда в настоящем моменте.
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ МЕТОД ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА В СКАЗКОТЕРАПИИ (Стернина Я.Е.)
«СКАЗКОДРОМ»
В сказкотерапии задача терапевта предложить клиенту способ работы со сказкой.
Гештальт-терапевт является активным участником взаимодействия на границе контакта.
Я предлагаю, чтобы гештальт-терапевт сказочного направления смог создать условия не только для творческого рождения сказки, но и для непосредственного контакта…как с собой, так и со сказочной реальностью «здесь и сейчас», с исследованием цикла и границ этого контакта, а также феноменов его прерывания.
На мой взгляд, применение гештальт-подхода в сказкотерапии с использованием ролевых игр дает мощный инструмент в руки терапевта.
Принцип
- Создать клиентскую сказку.
- Воссоздать полученную «фигуру» сказки в реальности по методу ролевой игры с клиентом в главной роли.
- Обсудить состоявшуюся игру, используя гештальт-подход.
- В зависимости от результатов обсуждения – «переигрывать» до желаемого результата.
В этом случае акцент обсуждения смещается с обсуждения сценария на процесс взаимодействия клиента со средой при постановке сказки, на полученный опыт, ощущения, телесные реакции, эмоции, с возможностью дальнейшего моделирования. Огромную важность представляет обратная связь персонажей, которая придает сказочной реальности клиента объем и дополнительные возможности для повышения уровня осознания паттернов своего поведения и приобретения нового опыта для более творческого приспособления к окружающей среде.Сочинение сказки – один из самых творческих процессов, в котором клиент всегда отражает свой жизненный сценарий, а также желаемые события, встречи, приобретения или потери.
Но для большинства людей такое прямое обращение к творческой части является фрустрирующим, и усиливает сопротивление. Предлагаю поступить помягче, дабы максимально облегчить клиенту муки творчества.
Предлагаю процесс создания сказки не выделять в «фигуру», а раскидать по фону и незаметно собирать из «фигурок». Как из пазлов.
Алгоритм творческого процесса рождения клиентской сказки«КАША ИЗ ТОПОРА»
- ЧТО?
Спросим, например, на что был бы похож некий волшебный предмет, обладая которым, клиент бы мог как-то осчастливить свою жизнь? Что это за сокровище такое, которое волшебным образом разрешило бы все проблемы? Как оно выглядит? Что производит или, наоборот, утилизирует? Как им управлять? Таким образом, можно легко сформировать текущий запрос клиента и спрятанную за ним актуальную потребность.
Процесс описания такого сокровища помогает ему осознать свою потребность и желание удовлетворить ее. В процессе работы становится очевидным, насколько ее скрывают промежуточные или поверхностные желания, достижения которых практически разворачивают клиента в другую сторону. Например, в одной из работ приобретение клиентом нового статуса оказалось совершенно чужим желанием, которое он принимал за свое. И это выявилось в процессе его исполнения в сказке!
Клиент может сам оценить степень важности своего желания по количеству энергии, выделяемой в теле при описании своего сокровища. Таким образом, облегчается процесс формирования запроса.
2. ГДЕ И КАК?
Далее обсуждаем, где такое сокровище прятаться может, что за место такое, далеко ли, как спрятано, кто охраняет, как получить? Любые варианты – найти (случайно или целенаправленно), получить в подарок, обменять, купить, украсть, отобрать, выиграть (в игре или в сражении)?
3. КУДА?
Следующий шаг – как выглядит путь к сокровищу – на что похож, через что проходит, какие на нем могут быть препятствия или источники помощи? Как справляться с препятствиями и как получать помощь?
4. С КЕМ?
Кого можно встретить и для чего? Что еще хочется делать в пути и с кем? Нужны ли попутчики?
5. ОТКУДА?
На карте отмечаем и место старта – что за место такое? И с чего это вдруг оно в стартовое превратилось? Что в нем такого, что придает желание двигаться, что толкнуло в путешествие? Или кто?
6. КАРТА. Можно нарисовать карту путешествия с пометками — что и где, обозначить этапы пути.
Описание процесса получения сокровища, а также путь к нему вскрывает привычные механизмы взаимодействия с окружающей средой, способы реагирования на фрустрационные ситуации и умение получать помощь и поддержку. Отсутствие препятствий на пути может указывать на низкую фрустрационную толерантность, а множество волшебных вещей указать на неуверенность в собственных силах, на отсутствие внутренней опоры. И так далее. Можно проследить, где происходят нарушения обмена организма со средой – объем принятого и отданного, и при каких обстоятельствах. Например, герой легко отдает последнюю рубашку тому, кто просит, а получить что-то готов только в жестокой битве. Сразу понятно, что отдаваемое превышает принятое, и такой человек с трудом принимает помощь и поддержку.
6. СКОЛЬКО?
Неплохо обсудить длительность планируемого приключения – в километрах, в днях, в годах? За выходные можно управиться или полжизни отдать?
7. КТО?
Теперь самое время описать своего героя. В качестве кого клиент готов совершить путешествие за сокровищем? Кто это изначально и как себя чувствует? Как выглядит? Какими чертами характера обладает? Планируется ли некая трансформация в пути? Как предположительно изменится герой, его жизнь или его внутренний мир при обладании сокровищем?
Образы персонажей помогают понять о самовосприятии клиента. В главном герое, с которым ассоциируется сам клиент, всегда воплощены разрешенные внутренней цензурой черты и свойства. В образах других положительных героев клиент может воплотить желаемые свойства своей личности, с которыми он сам не в силах ассоциироваться. В отрицательных персонажах клиент проецирует свои запрещенные части личности, с которыми он опасается встречаться внутри себя и вытесняет наружу. Обычно он желает их вытеснить и из сказочного пространства – уничтожить совсем, например. Таким образом, картина внутреннего устройства личности разворачивается во всей красе!
Все! Каша из топора готова! При таком сопровождении клиент всегда, не зависимо от оценки своих творческих способностей и незаметно для себя сочинит сказку. Осталось только записать от начала до конца и… только сейчас начинается самое интересное.
В этом месте, хочу водрузить камень с надписью. «Варианты работы со сказкой».
- «Налево пойдешь – интерпретировать начнешь». Левым полушарием. И поймет клиент из объяснений, как он докатился и кто докатил его до жизни такой, что до сих пор и все по той же колее… «Доколе?!» — вскричит он, возмущенный и переписывает сказку по-новому! Революция в отдельно взятой голове! Но теперь он точно знает, где «объяснялки» живут – в голове у психотерапевта, за ними и приходить будет, ежели чего. Так работают традиционные сказкотерапевты.
- «Направо двинешься – ассоциировать кинешься». Правым полушарием клиента. На что похоже все это творение, кого из жизни напоминают персонажи, а кто страшней всего, а давайте-ка нарисуем свой страх и как его победить… Отлично работает, и самостоятельности побольше! Это арт-терапия.
- «Прямо пойдешь – в сказку попадешь!» Предлагаю – и это коренное отличие от традиционной методики сказкотерапии – двигаться прямо… в сказку. Не останавливаясь, по горячим следам вдохнуть в эту свежерожденную сказку жизнь и энергию, восстановить сказочную реальность здесь и сейчас!
Как раз для того, чтоб это все не только в его голове произошло, а прямо в его жизни, с полным включением тела и чувств, из него, родимого происходящих, а также всего окружающего пространства. Чтоб пожил он внутри своей сказки и по-настоящему столкнулся с реальностью, пусть и сказочной. И чувства свои оживил, и понял, какие они есть, настоящие, не придуманные. И отношение свое к сказке ощутил. Где нравится, а где нет, что легко далось, а где трудно было. И что преодолеть удалось, чем гордиться будет да в новый опыт включит. И все сам, своими ручками-ножками! Это гештальт-подход.
Приступаем к эксперименту по воссозданию сказочного пространства «здесь и сейчас» «СКАЗКОДРОМ». Клиент сам распределяет роли и размечает пространство помещения под определенные сцены своего сюжета. Участникам он объясняет приблизительный смысл и ход действия его персонажа, оставляя некоторую степень свободы самовыражения. Это важно для последующего обсуждения – насколько кому хотелось следовать заданному сценарию, а где было желание действовать иначе и почему, где энергия поднималась, а где падала.
Такие места в игре очень важны и могут указывать на прерывание контакта и на собственно, способ прерывания. Например, злобные разбойники вместо злости чувствуют симпатию к герою и желание подружиться, а вынуждены его всячески гнобить. Это указывает на присутствие проекций, которыми клиент награждает окружающих, о плохом контакте с собственной агрессивной частью. И тогда уместно проиграть эту часть сказки еще раз, с клиентом в роли одного из разбойников. А если, например, какие-либо требования герой выдвигает неуверенным голосом со скованной жестикуляцией, можно смело предполагать наличие ретрофлексии. Все наглядно!
Для этого предлагаю использовать ролевую игру. С клиентом в образе главного героя, с прохождением им собственной сказки в созданном здесь и сейчас пространстве, уже наполненном волшебством, персонажами, сокровищем в конце и препятствиями к нему… в общем, путь зовет героя.
Литературное отступление.Ролевые игры в настоящее время широко применяются во многих терапевтических подходах. Более того, они используются в сфере образования и других неклинических областях, таких, как оценка профессиональных навыков и личностных качеств, деловые игры, игровые имитации судебных процессов, устройства на работу, моделирование, обучение с помощью драматизации и др. В результате столь широкого применения «психодействия» возникла новая широкая дисциплина, которую часто называют методами действия, тогда как психодрама — лишь один из элементов эффективного клинического воздействия (Дэвид Киппер. Клинические ролевые игры и психодрама.)
Исторически, однако, зарождение понятия роли не связано ни с социологией, ни с психологией. Морено писал, что слово role (роль) происходит из латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь с XVI—XVII веков «роль» означает игру актеров.
Понятие ролевых игр как части психотерапии было разработано лишь в XX веке. Одними из первых ролевые игры в психотерапии использовали Зильбург и Генри (1941). Сами они указывали, что еще в начале XIX века Рейл отмечал терапевтический эффект от «разыгрывания сцен» пациентами психиатрических больниц. Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако лишь в 30-х гг. эксперименты с разыгрыванием сцен были признаны эффективной психотерапевтической процедурой.
Второй областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других. Классическими примерами могут послужить Т-группы (группы тренинга), а также центры психологического тестирования на профессиональные качества и способность к руководству.
Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях использования психологии. Однако несомненно, что наиболее эффективно они применяются в психотерапии.
Люди обращаются за лечением, так как не могут удовлетворительно функционировать в своей естественной среде (системе). Чтобы помочь пациентам рассмотреть иные возможности функционирования, им необходимо предложить выйти за рамки системы, оставить ее на время, включиться в другую систему — терапевтическую среду.
Моделирование поведения — это воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Причины применения этого метода могут быть самыми разными. Например, они включают попытки создания новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, начальную оценку адекватности этих решений, повторное проигрывание ответственных действий до их претворения в жизнь и усовершенствование существующих навыков. Сюда же относится разыгрывание конкретных примеров моделей, разногласий, дилемм, процессов.