1. Как терапевт встретился с клиентом и кто они такие.
Здесь можно попытаться определить, каким образом терапевт был выбран клиентом (в ситуации тренинговой группы), сколько времени терапевт работает с данным клиентом и какова история их отношений. Их возраст, пол, социальный статус тоже дают возможность предварительной оценки, которая пока еще будет опираться на некоторые сугубо теоретические конструкции.
Для супервизора также важен профессиональный уровень терапевта и этап его обучения. С точки зрения И. Данилова (2000г) на каждом из этапов(соответствующих основным этапам цикла контакта) есть своя основная задача супервизии (обучения, соответствующая актуальным проблемам и потребностям обучающегося.
2. Наблюдение.
Иногда просто удивительно, как меняется поведение терапевта, до сессии живого, теплого и искрящегося, на поведение строгого профессионального зануды. Что происходит с ним в это время? Какие запреты и правила мешают ему просто улыбнуться клиенту, просто спросить “Что с тобой? Как прошла неделя?” Осознает ли терапевт эти неожиданные перемены? Я не утверждаю, конечно, что супервизию необходимо начинать именно с этого, но, правда, интересно же что с ним происходит… (Впрочем есть и другой полюс — терапевт все время улыбается, шутит и смеется, клиент тоже. Им хорошо вместе и они радостно прощаются. После чего терапевт с испуганным видом смотрит на супервизора…)
Еще один вариант, на мой взгляд очень важный для последующей супервизии. Терапевт внятно тревожен — он суетится, задает бесконечные вопросы и не дослушивает высказывания клиента до конца. Кому адресована эта тревога, клиенту или супервизору? В части случаев терапевт встревожен именно присутствием супервизора, ему очень хочется выглядеть успешным, не делать ошибок и т.п. Прояснение этого вопроса существенно помогает понять какие механизмы прерывания контакта тут задействованы. Супервизорский процесс, в котором не учитываются проблема нарцистической уязвимости терапевта, способствует проявлению слишком сильного беспокойста, препятствующего нормальной терапевтической работе.
Тревога терапевта, когда ее можно увидеть со стороны, вещь очень информативная. Например, спокойное до этого момента течение сессии, вдруг прерывается и терапевт начинает вести себя по другому: застывает, краснеет, начинает больше двигаться, несколько раз меняет позу. О чем это они разговаривают? Берем на заметку — что эта тема может значить для самого терапевта? А для супервизора?
Тревога, связанная с избеганием замешательства, может подвигнуть терапевта на проведение эксперимента, в тот момент, когда клиент к этому еще не готов. Так при первых словах клиентки о желании близости и отдалении по отношению к мужу и неизменности этой ситуации в семье, терапевт предлагает клиентке подвигаться по отношению к нему и ! “что-то почувствовать”.
Аналогичный вариант — начинающий терапевт стимулирует переход клиента к отношениям “здесь и сейчас” при непроявившемся еще контексте их собственных отношений. Если такая возможность в супервизии представится, то супервизор, сознающий свое замешательство и справляющийся с ним, может сделать это фокусом своей работы, разбирая с терапевтом вопрос о уместности эксперимента ( или перехода к отношениям терапевт-клиент) в контексте сессии, а также его чувствах, ставших основой выбора этой тактики.
Тревожный терапевт нередко оказывается чрезмерно заботливым (поведение из РОЛИ терапевта), не побуждает клиента формулировать свой запрос, не обменивается с ним ожиданиями относительно цели сессии. В результате клиент мечется в поисках решения неизвестно чего, а терапевт ему сочувственно помогает в этом. В последующем супервизору возможно придется встретиться с ограниченной способностью терапевта к конфронтации с клиентом и быть очень внимательным к поведению терапевта при определении цели супервизии. В какой степени сам супервизор способен позаботиться о терапевте фрустрируя его безответственность?
Но такое поведение относительно легко пронаблюдать, есть варианты и похуже, когда визуальная информация о том, что происходит с терапевтом минимальна. Вот терапевт застывает, не двигается, его энергия падает, голос становится монотоннным, он напряженно вглядывается в клиента не отпуская его ни на минуту… Диагноз ясен: ретрофлексия… Поэтому, еще один параметр для наблюдения — это уровень энергии терапевта и клиента. В ком из них ее больше, какие отрезки работы более энергичны, с какими темами или способами взаимодействия связано падение энергии — все это возможно станет материалом для дальнейшей работы.
Хорошо, если супервизор отметил для себя в какой момент сессии это произошло, поскольку часто терапевт не осознает этого своего состояния и после сессии утверждает, что чувствует себя прекрасно. (В этом случае по-моему опыту лучше оставить его минут на двадцать в покое и после этого вернуться к супервизии. Мне, например, хватало этого времени, чтобы разозлиться на клиента или почувствовать еще что-то, кроме “прекрасного” состояния)
3. Слушаю, слышу, записываю.
Только вот что и когда?
- заключение контракта по времени
- кратко рассказ клиента о проблеме его собственными словами(!), его ожидания от сессии. К ним можно будет вернуться в супервизии, если понадобиться поговорить с терапевтом о цели терапии.
- удачные реплики терапевта. У каждого терапевта в работе есть то, что особенно понравилось супервизору. И нет никакого криминала в том, чтобы удовлетворить естественную потребность любого обучающегося терапевта в одобрении (вроме удачных реплик можно отметить и новые формы поведения терапевта. позитивно влияющие на процесс)
- сомнительные реплики терапевта. К таковым можно, например, отнести противоречивые утверждения и двойные послания клиенту, которые помогут прояснить в дальнейшем чувства терапевта по отношению к клиенту. Вот молодой терапевт-мужчина работающий с клиенткой в возрасте на тему об уходящей молодости, отсутствии любящего и заботливого мужчины заботливо задает вопрос “Ты действительно думаешь, что в тебе мало энергии и ты не можешь нравиться?”. Не помню, что ответила клиентка, но терапевт не промедлил со следующей репликой “Я думаю, что в тебе есть энергия и ты можешь нравиться, НО Я МОГУ ОШИБАТЬСЯ…”
- обмен репликами, выявляющий основные способы избегания контакта
- важные моменты сессии. К таковым можно отнести следующие.
Клиент закончил изложение проблемы и вопрошающе смотрит на терапевта “И что мне делать?” Любопытно, как терапевт будет обходиться с тревогой незнания… и что он сделает в период своего замешательства. Утешит (замаскировано, потому, что явно НЕЛЬЗЯ), расскажет как НАДО, задаст еще один (21) вопрос, чтобы избежать ответа на неудобный вопрос клиента? Или его растерянность нажимает на кнопочку проективного механизма и подвигает его на интерпретацию?
Во время одной из сессий клиентка, молодая женщина, всей душой желающая, чтобы мужчина заботился о ней, говорит, что попросить об этом мешает страх и стыд. Она реально чувствует сейчас страх и стыд т.к. действие происходит в тренинговой группе и адресует терапевту свое желание продвинуться именно здесь, что-то сделать. Терапевт теряется … и “находит проективную опору” в трех интерпретациях ее поведения “там и тогда”.
Ответ на прямой вопрос клиента “Что мне делать?” нередко вызывает вполне обоснованную растерянность терапевта, способность которого к немедленной демонстрации своего волшебства весьма ограничена. Как обходиться с этой растерянностью?
Недавно в виртуальном “Журнале практической психологии и психоанализа” я прочитала статью К.В. Ягнюка “Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств. Молодая женщина работает над своей проблемой с мэтром и желает получить от него конкретный ответ “Как быть и куда двигаться?” Мэтр просто отвечает ей, что тоже хотел бы знать ответ на ее вопрос сочувственно выдерживая ее агрессивный наскок по поводу отсутствия однозначного ответа. И все… все же сессия идет и клиентка двигается дальше, несмотря на то, что основной вербальной техникой Роджерса является перефразирование (она слышит свои слова от него) и втрое более редкими -поддержка и самораскрытие. И, если уж клиент, настойчиво добивается ответа на основной вопрос, то честный ответ “Я пока не знаю, но хочу знать” скорее всего не вызовет катастрофических последствий.
Ту же роль (прерывание контакта со своими чувством растерянности, страха, тревоги) выполняют вопросы терапевта к клиенту “Чего ты хочешь от меня и чем я тебе могу помочь?”, возникающие не в контексте терапевтических отношений, а как реакция на незнание (собственную беспомощность) и часто при неосознаваемом убеждении, что существуют ответы на все вопросы и терапевт-то и ответственен за поиск правильного, единственного и совершенного ответа.
Если же такая реакция возникает в ответ на рассказ, полный боли и страдания, то терапевт, добивающийся ответа на этот вопрос, вполне может услышать “Тяжело ответить на этот вопрос. Не знаю зачем нужен…”, а супервизор может подумать о способности терапевта быть рядом с клиентом и разделять его чувства. В супервизии терапевт может обнаружить и прочувствовать, как быть психологически близким с клиентом и в то же время поддерживать профессиональную дистанцию.
Ответы терапевта на прямые и косвенные вопросы клиента очень важны. Некоторые из них легко модно перевести в утверждения и с ними все понятно. Однако часть вопросов адресована терапевту в двух его ипостасях — ролевой авторитетной фигуре и именно этому человеку . Терапевт, сознающий это и отвечающий на этот вопрос удерживает в контакте с клиентом обе линии — символическую и реальную (О.Н. Немиринский, 1996).
Так, клиентка работающая с проблемой недолговременных отношений с мужчинами спрашивает старшую по возрасту женщину-терапевта (вполне успешную в личной жизни) “Скажи мне, что женщина может дать мужчине?” Она действительно этого не понимает и ее вопрос, требует искреннего и прямого ответа. Терапевт, знающий, что на вопросы клиента отвечать нельзя, в замешательстве. В тот раз у меня была возможность дать столь же прямое указание терапевту ”Ты знаешь, о чем она тебя спрашивает!” (вначале был заключен договор о записках по ходу сессии). Случаи ухода терапевта от ответа на такие вопросы могут стать мишенью дальнейшей супервизии.
- завершение сессии. Сколько она длилась, соответствие контракту, и на чем терапевт расстался с клиентом. Последние реплики.
- формулировку (дословную) супервизорского запроса после сессии
4.Супервизор, данный нам в ощущениях. Сны супервизора. Фантазии супервизора.
Итак, что же чувствует супервизор во время сессии?. Всего не перечтешь — это и желание удавить бесчувственного терапевта, и слезы умиления хорошей работой, и трепет прикосновения к чему-то очень нежному и близкому в происходящем на сессии, когда хочется все бросить и просто жить … и желание все бросить и просто спать… (Кстати, в позиции супервизора делать это гораздо удобнее, чем в терапевтической. Преимущество, однако!)
Поговорим про спать. Сонливость супервизора довольно относительна, и когда в сессии начинает что-то происходить на самом деле, то и сон, как рукой снимает. А что же это тогда за отрезок и про что он? Скорее всего про сдерживание (уже интересно -чего), ведь на проекциях и так не уснешь — действие, как правило, энергичное. Так какие же чувства сдерживаются? К какой теме (процессу “здесь и теперь”) это относится и как соотносится с проблемой клиента?
Что это — обида при дискредитации работы терапевта (а терапевт не должен обижаться), досада, что терапевта игнорируют (а терапевт не должен игнорировать клиента), бессилие в описанной клиентом безвыходной ситуации, скрываемое терапевтом под маской заботы и профессионального внимания? Так что сонливость — явный диагностический маркер и он стоит того, чтобы на него обратить особое супервизорское внимание. Полярным маркером может быть желание двигаться, растирать мышцы. потягиваться и часто менять позу, а также соматические симптомы появившиеся в период сессии.
Особенно полезным терапевту супервизор может быть еще и в силу того, что находясь рядом (но в стороне) с терапевтом и для терапевта, он имеет большую возможность не быть поглощенным контрпереносными чувствами и с большей вероятностью сознавать их. По моему опыту супервизий наиболее трудным для сознавания терапевтов является раздражение в ситуации беспомощности и бессилия, организованной клиентом, никак не выражаемое терапевтом. Эта довольно стереотипная общечеловеческая реакция на утрату контроля над ситуацией нуждается, похоже, в особом внимании при обучении психотерапии. Супервизору наблюдающему сессию со стороны, эти чувства гораздо более доступны.
Что еще? Фантазии супервизора по поводу происходящего в образной форме могут довольно точно отражать процесс и быть некоторой подсказкой в диагностике взаимодействия терапевта с клиентом. Карусели, на которых радостный терапевт скачет на лошадке впереди клиента, стерильный разговор через толстое стекло, лишенный прикосновений друг к другу, потасовка в темноте, роли в пьесе… Такую же роль могут играть литературные ассоциации _»Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал», «Плакала Саша как лес вырубали…»), жанровая принадлежность происходящего: мелодрама, трагедия, роман-эпопея, цирк…
Попробуйте, это увлекательно, полезно, а также хорошо помогает от скуки. И, кроме того, может стать полезным при фокусировании супервизорского запроса, если терапевта интересуют именно терапевтические отношения.
Определимся сразу, что фокусирование — это взаимодействие терапевта и клиента, направленное на формирование супервизорского запроса, соответствующего основным задачам и целям супервизии. Решение о таком соответствии принимает супервизор.
Итак, после терапевтической сессии у супервизора появляется более или менее ясное представление о
1. стиле терапевта
2. способах прерывания контакта у терапевта и клиента
3. особенностях терапевтических отношений
4. своем собственном состоянии