осуждающими, чем те отношения, что были у него с окружающими до этого. Терапевт пытается войти в его систему, состоящую из одного человека, и облегчить её постепенное превращение в систему двух людей. В контакте с терапевтом клиент учится полагаться на другого человека и, в конечном счёте, на себя, а не на зависимое поведении, химические вещества или другие аддиктивные практики. Поначалу психотерапевт может стать для клиента новым объектом зависимости, но это нормальный шаг, который наш клиент делает в сторону становления нового объекта- новых представлений о другом и о себе. Он помогает клиенту развить веру в терапевта, других людей и,что ещё более важно, в себя самого.
На мой взгляд при выборе стратегии длительной работы терапевт должен учитывать следующие зоны уязвимости зависимого человека:
1.Неадекватноепредставление о себе: о своем уме, теле, способностях, достижениях, чертах характера.Зависимый человек зачастую расщеплен и создает такой образ себя и других, который не соответствует реальности, – наделяя других всемогущими и сильными чертами, свои возможности он часто преуменьшает либо игнорирует, оказываясь при этом скованным, неуверенным робким и нерешительным. Бывает и обратная ситуация, когда собственный потенциал сильно преувеличивается, человек идет на неоправданный риск без учета собственных ограничений и, в результате, оказывается неэффективным.
2.Неустойчивые представления о собственной ценности, которые колеблются в зависимости отприсутствия или отсутствия поддержки со стороны окружающих. У аддиктов«основным препятствием для стабильной самооценки является их необычная непоследовательность в ходе удовлетворения их зависимости. Они мечутся между самопожертвованием и эгоцентризмом; требующая и ожидающая позиция быстро сменяется отвержением помощи и отказом признать свою потребность.Под холодностью и отчуждением часто скрывается…чувство собственной неадекватности» (Ханзян, 2000, с.35-36).
3.Слабое Эго, практически не способное справляться со стрессом иподдерживать эмоциональную устойчивость в ситуации конфликта между собственными потребностями,социальными требованиями и возможностями среды. Реальность оказывается для зависимых слишком угнетающей и тревожной, чтобы её можно было принять, азатем приспособитьсяк ней без использования зависимого поведения.
4. Отсутствие внутренних опор,расчета на себя и собственные ресурсы. Не сформировано ощущение собственной надежности, устойчивости, а значит, безопасности. В трудной ситуации зависимый будет скорее ожидать поддержки извне, нежели опираться на себя.
5. Ослабленный контроль за аффектами и импульсами. Неспособность себя успокоить самостоятельно. От переживания дисгармонии, душевной боли и чувства внутренней пустоты зависимыеизбавляются с помощью импульсивных действий и соматических реакций. Им трудно дифференцировать и регулировать свои чувства. Зачастую оказываются захваченными аффектами, и воспринимают их как подавляющие и невыносимые. А иногда страдают от противоположной проблемы, когда не могут распознавать и описывать словами аффективные переживания как значимые психологические события. Такая особенность названа алекситимией (Кристал, 2006).
7. Отсутствие толерантности к ожиданию. Желание мгновенного удовлетворения потребности, неспособность отложить исполнение задуманного. Импульсивность-склонность действовать по первому побуждению под влиянием эмоций и внешних обстоятельств, принимать скоропалительные решения без обдумывания и предвидения результатов своих действий.
5. Неумение заботиться о себе. Нормальная забота о себе, «предохраняющая от причинения вреда и гарантирующая выживание, включает в себя проверку реальности, рассудительность, самоконтроль, умение воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи. У взрослых забота о себе выражается в виде разумного планирования и осуществления деятельности, предчувствия вероятного вреда, угрозы или опасности. Она сопровождается выраженными аффектами: чувствами страха, беспокойства или стыда.Такие реакции и предчувствия абсолютно отсутствуют или не развиты у аддиктов»(Ханзян,2000, с.43). Примером тому является факт, что зависимый клиент не испытывает достаточного беспокойства по поводу своей зависимости и не в состоянии предвидеть её ближайшие и долгосрочные последствия.
9.Неспособность выстраивать удовлетворяющие отношения с другими людьми. Неумение выбирать, регулировать расстояние между собой и другими. Отношения, в которых находится зависимый человек, поддерживаются созависимым или враждебно-зависимым регулированием путем манипуляции обидой- виной в ответ на любое изменение привычной дистанции.
6. Привычка регулировать свое поведение, скорее отталкиваясь от чего-то плохого, нежели стремясь к чему-то хорошему для себя. Она образуется из-за страха быть «плохим» и отвергнутым окружающими.Попытка обнаружить себя и позаботиться о своих потребностях вызывает тревогу за сохранение отношений и повышает угрозу оказаться одиноким и покинутым.
10.Суженное восприятие отношений с другими через призму «Любит - не любит». Зависимые клиенты демонстрируют жесткость, ригидность в восприятии феноменов на границе контакта с терапевтом. Детская травматическая история, связанная с брошенностью и риском потери любви, задает готовую нетворческую форму восприятия встречи, так называемый межличностный гештальт. Существуют две основные ситуации, две готовые формы, которые приносит зависимый клиент на встречу с терапевтом.
Приходя на терапию он готов встретить либо Ромео (если он Джульетта), либо хорошего/плохого родителя(если он нуждающийся ребенок). Другие возможности среды игнорируются (Гринберг, 2011).
С учетом этих особенностей психотерапия зависимости требует наличия заинтересованности, принятия и преданности от всехучастников процесса. Мотивация клиента к изменению становится основой для его выздоровления.
Ради чего клиенты готовы проходить болезненный путь к выздоровлению от зависимости?
Вот примеры некоторых ответов на вопрос о желаемых изменениях, ради которых клиенты готовы переживать боль при лечении от зависимости:
- «Хочу расширять возможности воспринимать и переживать нечто новое»;
- «…ощущать, что живешь собственную, а не чужую жизнь»;
- «…восстановить любопытство и интерес к жизни»;
- «…замечать ее радости и получать удовольствие»;
- «Чтобы прожить свои собственные чувства»;
- «Чтобы распознать свои желания и расширить возможности для их удовлетворения»;
- «Для ощущения радости и полноты в отношениях»;
- «Для того, чтобы начать творчески реализоваться»…
И клиенты, и терапевты должны понимать, что они вступают долгосрочные отношения, которые не принесут мгновенного облегчения; отношения, в которых встречаются всевозможные препятствия, ограничения и фрустрации. Основные провалы развития, из которых рождается зависимое поведение, поддаются изменению очень медленно путём частичного улучшения. Наша терапевтических цель заключается в том, чтобы попытаться исправить, быть может, даже не фиксируемые ранние переживания, обеспечивая такое человеческое отношение, к которому можно обратиться и встретить чуткость, отзывчивость и заботу.По мере отказа от зависимого поведения в процессе создания и развития терапевтических отношенийклиент обнаруживает, предъявляет и учиться удовлетворять свои желания, наличие которых ранее запускало зависимое поведение.Это естественные человеческие потребности:
- в доверии, в безопасности, в праве быть, в безусловном принятии, внимании;
-в том, чтобы ощутить себя «хорошим», быть чувствительным, свободным в самовыражении, показывать свою слабость и уязвимость;
-иметь смелость быть собой. Разместить свои «негативные» качества. Проявлять спонтанность без оглядки на других, полюбить себя;
-отдать контроль другому человеку. Разрешить себе свой темп;
-свободно проявлять любопытство и исследовать свои возможности.
Эти желания зависимый клиентосознает, но связывает возможность их исполненияисключительно с симбиозом в отношениях с объектом зависимости.Поэтому в переходный период терапевт становится альтернативной внешней опорой, благодаря которой клиент получает опыт удовлетворения потребностей без использования зависимого поведения.
Я хотела бы выделить следующиепереходные процессы, которые запускает и поддерживает терапевт в процессе работы с зависимым клиентом, учитывая незавершенные на этапе сепарации –индивидуации задачи развития:
-От слитности с чем-то или кем-то вовне к отделенности и обнаружению своих границ в отношениях с другими.
-От нецелостного половинчатого представления о себе к более объемному амбивалентному. От расщепления на «хорошего-плохого», «всемогущего-беспомощного», «жертву-тирана» к целостному знанию о своих индивидуальных особенностях, возможностях и ограничениях.
-От привычки опираться вовне к построению внутренних опор(телесных, эмоциональных, интеллектуальных, ценностных).
-От неспособности заботиться о себе к выработке навыков в этой области.
-От чувственной недифференцированностии захваченности аффектом к более тонкой эмоциональной регуляции со способностью различать и контролировать собственные чувства.
-От тотальной зависимости от отношения к себе окружающих к опоре на свои ценности.
-От паталогическихсозависимых связей к новым здоровым отношениям, в которых можно свободно дышать, говорить " да" и " нет", отдаляться и приближаться.
-От переживаний стыда в момент самопредъявления и вины в момент проявления инициативы к готовности отвечать за свои ценности, намерения и поступки.
-От привычки перекладывать ответственность на окружающих к смелости и риску отвечать за свои решения и действия.
-От стереотипного поведения к творческому приспособлению.
Каковы особенности стратегии терапии в этот переходный период?
Без решения об отказе от зависимого действия, об абстиненции терапия зависимости не продвигается. Однако зависимому клиенту обычно не хватает внутренней самоподдержки для осуществления этого плана выздоровления. Следовательно, прежде чем осуществлять проект отрыва человека от его объекта, необходимо организовать внешнюю поддержку такую, чтобы расставание стало возможным и перестало бы угрожать жизнедеятельности клиента. Терапевт(или программа, или группа) становится гарантом безопасности, надежности и перспективности будущей независимойжизни. Он помогает клиенту достроить до целостности представление о себя и своих способностях; контейнирует его травматические переживания так, чтобы клиент верил, что его кошмар не бесконечен; дифференцирует и помогает прожить сильные чувства; проявляет эмпатию, восстанавливает надежду, обучает навыкам заботы о себе, возвращает клиенту ценность его отдельного существования, уважает уникальность и отличия.
Иногда встреч один раз в неделю оказывается недостаточно для выполнения этих задач. Тогда ресурсом оказывается либо более частые встречи, либо дополнительная поддержка в группе, либо спонсорство, когда клиент находит человека, которому может позвонить в любой момент, когда почувствует плохоуправляемую тягу к объекту. Иногда можно использовать" переходные объекты"(игрушки, книжки, талисманы), трогая которые клиент может вспоминать поддерживающие отношения с терапевтом.
Пример использования переходного объекта в процессе терапии:Одна клиентка с плохими отношениями с родителями выходит замуж, как и положено, за отстраненного и малочувствительного человека, с которым постоянно попадает в травмуброшенности. Пришла из терапии с коллегой, которая последовательно фрустрировала ее регрессивные детские реакции. Но вырасти клиентке об это окончательно не удалось. Я решила сознательно выбрать другую стратегию. Каждый сеанс она просила начинать с объятий или поглаживаний. Только после того, как ей «по-детски» удавалось телесно убедиться в моем присутствии, она могла начинать «по-взрослому» работать над своим актуальным запросом. На время отпуска я дала ей игрушку- фигурку, напоминавшую меня и мое отношение. Этот переходный объект помогал ей во время моего отсутствия справляться с тяжелыми переживаниями и тягой к прилипающему поведению в моменты, когда ей казалось, что ее отвергают. Родители клиентки живут в другом городе. Однажды после поездки к ним, где она не получила поддержку, она принесла фигурку и попросила ее «подзарядить», так как магическая сила фигурки исчезла после проживания разочарования в отношениях с реальными родителями. Причем до подзарядки необходимо было обнять клиентку со спины так, чтобы она почувствовала себя в безопасности. Клиентка отлично знает о том, что хочет научиться переживать отвержение и расставания без саморазрушения. Но сделать пока это без внешней поддержки не может.
При работе с зависимыми клиентами важно учитывать то, что восстановлению Эго- функции предшествует подготовительная работа с Ид и Персоналити. В процессе преподавания гештальт-терапии мы учим студентов " не подменять эго- функцию клиента", и на этапе перехода от преконтакта к контактированию упорно ждать ответа на вопрос: "Что хочет клиент сейчас от терапевта?". Такая установка помогает разрушать конфлюэнцию терапевта с клиентом, а также транслирует уважение к способности клиента ориентироваться в собственных желаниях и выбирать. Однако, если терапевт задаст зависимому клиенту вопрос: "что ты хочешь от меня сейчас?", в лучшем случае он получит в ответ чужой интроект, но скорее всего клиент попадет в зону пустоты; и на границе контакта будут представлены переживания злости (если уровень организации личности клиента ниже невротического, либо растерянности(подавленной злости).
В данном случае вопрос к Эго-функции необходим, но скорее не как продвигающий к осознаванию, а как диагностический,- проверяющий клиента на способность выбирать самостоятельно. Если в ответ терапевт получает вышеописанную реакцию, значит, пора отступать в зону преконтакта к работе с Ид и Персоналити. Дефицит четких знаний о том, кто этот "я", отсутствие доверия к контакту с другими и плохая ориентации в телесных сигналах и чувствах не позволяют даже очень старательному клиенту дать ясный ответ на вопрос" что я хочу?" .
Основными механизмами прерывания, характерными для зависимости, являются слияние и грубая интроекция (инкорпорация, когда часть чужого опыта принимается за свой). Остальные механизмы: проекция, ретрофлексия и эготизм вступают в ход, если есть угроза привычной конфлюэнтной конфигурации и поддерживают слияние с объектом зависимости.Рассмотрим последовательность их проявлений на следующем примере из истории клиентки,зависимой от матери.
Пример:Взрослая женщина, не до конца отделившаяся от своей матери, хотела бы отказать ей в чем- то. Ее желание быть отдельной наталкивается на интроект "хорошие дочери маме не отказывают", фантазия о нарушении интроекта упирается в проекцию "мама этого не выдержит, заболеет, умрет" или " мама мне этого не простит и лишит меня поддержки, тогда погибну или ослабею я". И желание сказать вслух о своем недовольстве застревает комом в горле и напряжением в руках и зубах (ретрофлексия). Отпустить контроль и расслабиться слишком опасно. Усиливается эготизм. И только совершение зависимого действия, к примеру, подойти к холодильнику и найти там что- то, чтобы было " кого" пожевать, приносит временное облегчение, но не удовлетворяет потребности. И поэтому начинается новый круг. Так как гештальт: отвержение матери без страха потерять отношения- не завершен.
Порядок работы терапевта над прерываниями контакта у зависимых клиентов.
Процесс выздоровления от зависимости, порядок работы с терапевтом строится, на мой взгляд, в обратной последовательности: через признание неконтролируемости, компульсивности и бессилия противостоять тяге отпускаем эготизм и отдаем ответственность за себя другому- Богу,терапевту, программе реабилитации, диетологу, спонсору. Через разворачивание ретрофлексии и осознавание своих телесных напряжений начинаем чувствовать реальную цену, которую платим за конфлюэнцию. Далее через возвращение себе силы, способности, агрессии и т. п., спроецированных на объект зависимости, через интеграцию расщепления восстанавливаем способность выдерживать амбивалентность свою и объекта. И только вслед за этимвозможна переработка негативной и запрещающей отделение интроекции. После того как интроекты переработаны (часть из них оказывается собственными ценностями, а часть отбрасывается как чужая), можно приступать к разрыву слияния без угрозы самодеструкции и депрессии.
Выводы
- зависимое поведение органично вплетено в систему саморегуляции клиента и влияет на его взаимодействие к окружающей средой;
-нельзя отказаться от зависимого поведения и решиться на разрыв слияния с объектом зависимости без угрозы для жизнедеятельности клиента;
-следовательно, до того, как разрывать слияние, должна быть проделана терапевтическая работа, направленная на укрепление целостности и самостоятельности клиента;
- основными задачами в этот «переходный период» (переход осуществляется от слитого зависимого к отделенному самостоятельному существованию и взаимодействию) является укрепление духа и тела клиента, восстановление надежды и веры, расширение представлений о себе и своих возможностях, развитие и дифференциация чувствительности, создание внутренних и внешних опор, обучение навыкам заботы о себе, проработка травматических переживаний, реабилитация сепарационной агрессии, повышение толерантности к расставанию;
-отношения между терапевтом и клиентом становятся той средой, в которой этот переход можно осуществить;
- в течение этого «переходного» периода психотерапевт становится заботливой родительской фигурой, обеспечивающий рост, сепарацию и индивидуацию клиента в поддерживающей среде, отличающейся от той, в которой клиент находился в детстве;
-только после создания доверия и надежной привязанности в терапевтических отношениях клиент сможет решиться на отказ от стереотипного зависимого поведения для того чтобы выработать новые творческие формы взаимодействия.
Приложение:
Феноменология зависимости на примере написания этой статьи.
До того, как появилась внешний повод -"необходимость"это сделать, вообще нехватало энергии для того, чтобы начать процесс написания. Внутри чувствовалось переполнение накопленным опытом и знаниями. Однако разрешения на то, чтобы отдать свои размышления миру не было. Опорой послужила фраза уважаемого мной учителя и коллеги: " мне это интересно". Казалось бы, как мало нужно для старта. Однако без внешнего "волшебного пинка" все, что варилось внутри, казалось не ценным и не достойным для прочтения другими. В свое время этот же человек разрешил мне не мучиться, не писать словами: " может, это не твое". Я старалась сохранять в своих представлениях образ себя"не писателя", заменяя свой творческий процесс чтением чужих статей. Всегда казалось, что есть люди и поумнее меня, которые могут сказать что-то существенное. Конечно, трудно поддерживать образ себя «неспособной», когда в опыте есть факты написания приличных статей и чтение интересных лекций. Однако это оказывалось проще, чем поиметь право на слово; и включить в свой портрет ответственность за способность писать. При этом душу раздирали восхищение, смешанное с тоской,и зависть к тем, кто пишет. Внутри иногда поднималась энергия, и мелькали ясные идеи и фразы, но их легко было вытеснить и убрать в фон. Напряжение периодически спадало благодаря большому количеству проводимых мной семинаров по зависимости, во время которых волей- неволей я должна была устно излагать свои теоретические знания. Если вдруг чудилось, что я что- то могу, стыд тут - же оказывался рядом:" нельзя придумать ничего нового, уже все сказали"," надо быть скромнее и не высовываться", " все, чтоты можешь написать, уже написано".
Итак, внешний повод- необходимость выступить и данное другому обещание сделать это, явились отправной точкой. Муки усугубились: мысли роились и не ложились на бумагу. И тут (О, чудо!) случилась совместная работа с яркой, умной, творческой молодой женщиной, прекрасно подходящей под образ строгой нарциссической матери (а это - мое родное). Были все шансы спроецировать на неё (а пишет она отлично) все свои способности и остаться снова в бессилии и беспомощности. Но коллега не стала действовать по моему плану. Слушая мои лекции и комментарии, она выразила неподдельное восхищение и уважение к моим знаниям и, это уж было совсем неожиданным, к моим словам. И все, я полетела, добыв еще одно разрешение. Получив два позитивных послания (мужское: « мне это интересно» и женское:« у тебя прекрасно получается то, что ты делаешь»), я воспользовалась ими как внешней опорой и… оказалась способной начать писать.
ЛИТЕРАТУРА
Винникот Д. В. Игра и реальность. /Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
Гринберг Э. Лечение пограничной личности. Методические материалы к учебному курсу ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ./Пер.с англ. О Шустовой. —М:КТЦ «Гештальт-анализа», 2011.
Кристал Д.Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. /— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
Малер М.Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. /—М.: Когито-центр, 2011.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Синдром зависимости. —СПб.:АДИС, 1994
Поттер-Эфрон Р. Т. Стыд, вина и алкоголизм./ —М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
Ханзян Э.Д. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения.// Психология и лечение зависимого поведения. Под редакцией Скотта Даулинга/ Пер. с англ. P.P. Муртазина.—М.: Класс, 2000.
Херст Д.М. «Переходные» и «аутистические» феномены при аддиктивном поведении.// Психология и лечение зависимого поведения. Под редакцией Скотта Даулинга/ Пер. с англ. P.P. Муртазина.—М.: Класс, 2000.
Хломов Д.Психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. / Статья в сборнике «ГЕШТАЛЬТ-94», —М: МГИ,1995