↑ Вернуться > Теоретические статьи

Перинатальная психотерапия (беременность и телесность)

Елена Ласая

Опубликовано в Гештальт Гештальтов-2006 №2[1]
В последнее время среди психологов и психотерапевтов возрастает интерес к проблемам беременности. Отчасти это связано с тем, что в обществе увеличивается потребность среди беременных женщин и семей, ожидающих ребенка, в психологической помощи. Система психопрофилактической подготовки к родам, введенная в медицинскую практику с 1953 года, требует усовершенствования. Кроме того, возрастает осознание того факта, что состояние женщины во время беременности влияет не только на здоровье новорожденного ребенка, но и на всю последующую жизнь человека. Таким образом, заботясь о благоприятной беременности, мы заботимся о физическом и психическом здоровье будущего поколения.
До сих пор в психологии не существует единой концепции беременности. Целью данной статьи является: рассмотреть различные взгляды на беременность и наметить основные принципы психотерапевтической работы с беременными женщинами.
Традиционно принято считать, что перинатальный период длится с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е сутки жизни после рождения. Однако в широком смысле перинатология рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Этот подход согласуется с этимологией слова: греческая приставка «peri», означает « расположение вокруг», «при чём-либо», а латинское «natus»-«рождение». Итак, под перинатальными процессами целесообразно понимать всё, происходящее вокруг рождения, связанное с ним.
Период беременности рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. Как правило, выделяют три этапа в развитии беременности. Первый относится к началу беременности и связан с необходимостью принятия женщиной решений о сохранении или прерывании беременности. Второй этап совпадает с началом шевелений. В.И. Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребёнку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Третий этап беременности — заключительная фаза подготовки к родам и ближайший послеродовый период. Этим же этапам Ю. И. Шмурак дает следующие названия: докоммуникативный период (до начала шевелений), коммуникативный период и кризис рождения.
В докоммуникативный период происходит становление пренатального материнства. Наиболее крупное исследование психологического содержания беременности принадлежит Елене Дойч. Она подробно описала природу и содержание конкретных форм «присутствия» детского опыта матери и попыталась увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода. Под термином «присутствие» понимают разные формы проявления внутреннего мира (субъективности) как матери, так и плода. С точки зрения психоанализа, единицей совместного «присутствия» в докоммуникативном периоде может выступать болезненный симптом. В некоторых из таких симптомов, например телесных (тошнота, отёки), больше заметно «присутствие эмбриона». Они отражают переход «присутствия» ребенка в «присутствие» матери, то есть появление этих симптомов у женщины предшествует ощущению себя матерью. Как считает Е. Дойч, поручая заботу о себе медицине, мать стремиться сохранить беременность только как факт органический и хочет избавиться от субъективного мира беременности, отказаться от переживания опыта данной беременности. Таким способом откладывается превращение «больной» в мать.
Практически все психоаналитики, изучавшие период беременности, отмечали склонность беременных к регрессивному оживлению своего раннего опыта. Е. Дойч высказала догадку о влиянии на беременность собственного эмбрионального опыта женщины. Забеременев, женщина «вспоминает» свое состояние как плода, а на психологическом уровне воспроизводит состояние своей матери. Итальянский психоаналитик С. Фанти, обосновал существование эмбриональной стадии психического развития человека. В рамках микропсихоанализа были разработаны специальные методики оживления, коррекции и интерпретации пренатального опыта. Например, С. Фанти предлагал пациентам рассматривать фото- и киноматериалы из жизни родителей и сообщать о чувствах родителей до момента своего появления на свет. С. Гроф предлагал переосмысление пре- и перинатального опыта в сеансах голотропного дыхания.
Здоровый способ развития отношений матери и ребенка – это последовательные процессы идентификации и отделения. Д. Пайнз в своей книге «Бессознательное использование своего тела женщиной» утверждает, что беременность дает телесное подкрепление идентификации женщины с внутренним образом своей матери. Беременная женщина становится окончательно как «мама». Для молодой женщины, чья мать была «достаточно хорошей», временная регрессия как к первичной идентификации со всемогущей, плодовитой матерью, так и к идентификации с младенческим Собственным Я (словно беременная становится собственным ребенком) — это приятная фаза развития, на которой возможны дальнейшее взросление и созревание Собственного Я. Для других женщин неизбежная при беременности и рождении ребенка регрессия может стать болезненным и пугающим переживанием. Оживают инфантильное желание слиться с матерью и страх перед этим желанием, которые и были причиной частичной неудачи дифференциации Собственное Я/объект. Если девочка на доэдипальной стадии не ощущала ни себя удовлетворенной матерью, ни что она удовлетворяет ее, то ей никогда не восполнить этой базальной недостачи первичного чувства телесного благополучия и благополучного образа своего тела. Это будет способствовать развитию зависти к матери и низкой самооценке, и может усиливать трудности отделения. В таком случае беременность часто прерывается, а вступление в сексуальные отношения женщиной бессознательно является способом возврата к всемогуществу младенца и средством получения материнской заботы и приятия.
По Пайнз, телесные изменения во время беременности неизбежно сопровождаются воспроизведением инфантильного эмоционального развития. Молодая мать может осознать у себя первичные, ранее вытесненные фантазии и конфликты, выросшие из детских сексуальных теорий о своем зачатии, внутриутробной жизни и рождении. Отсюда следует, что позитивные и негативные аспекты Собственного Я и объекта могут быть спроецированы на плод, как если бы он был их продолжением. На этом пути тело может быть использовано для выражения эмоциональных состояний, как это было на ранних стадиях инфантильного развития. То есть, возможно возникновение соматических симптомов.
Одним из наиболее распространенных симптомов при беременности является тошнота. Тошнота, как и другие соматические симптомы при беременности, как было сказано, свидетельствуют о присутствии плода и предшествуют осознанию материнской функции. Часто можно встретить трактовку психологического смысла тошноты как бессознательного желания избавиться от плода (отвращение к «чужому», поселившемуся внутри). Однако существует еще одно направление отвращения: собственное тело. Неизбежная регрессия беременной на доэдипальную стадию способствует инфантильному ощущению своего тела как тела скорее ребенка, чем взрослой женщины. Возможно, что тошнота связана с отвращением к своему телу (отрицание телесности) в большей степени, чем с негативным отношением к плоду.
Обследование более 100 беременных женщин показало, что ни одна из них не высказывала негативного отношения к ребенку и не назвала свою беременность нежелательной, даже те из них, которые страдали разнообразными соматическими симптомами. Все женщины высказывали однозначно позитивное отношение к вынашиваемому ребёнку, но с трудом приспосабливались к беременности. Как будто в психологическом восприятии беременности возникало расщепление: ребенок и беременность существовали отдельно. Женщины были фиксированы на своем соматическом состоянии. Не происходило превращение «болезни» в материнство, симптом замещал ребенка.
Признать нежелание иметь ребенка, когда он уже существует, практически невозможно в нашем обществе: слишком сильно порицание. Защитные механизмы не позволяют допустить в сознание эту мысль. Но негативно относиться к своему телу можно. И без беременности люди часто не довольны своим телом. Поэтому в практической работе отрицание своей телесности может стать фокусом терапевтического вмешательства. Здесь уместно привести пример женщины, которая поступила на лечение в отделении патологии беременности, с непрекращающейся рвотой в сроке 5 недель (гестоз первой половины беременности, тяжелое течение). Биологические причины данного расстройства были исключены. Следует заметить, что в патогенезе гестозов принимают участие как биологические, так и психологические фактора, так, что роль гормональных изменений нельзя не учитывать. У нашей пациентки настоящая беременность была пятой. Предыдущие беременности искусственно прерывались из-за неукротимой рвоты, при отсутствии акушерских показаний. Сама пациентка была настроена обязательно сохранить беременность. На сознательном уровне она страстно желала этого ребенка. Попытки найти причину в семейных отношениях не увенчались успехом. Со слов пациентки муж также очень хотел ребенка, поддерживал её. Пациентка практически не вставала с постели, рядом лежал пакет, куда она все время сплевывала слюну. Питание осуществлялось в основном парентерально. Идея терапии первоначально заключалась в развитии материнских чувств путем визуализации и коммуникации с будущим ребенком. Однако предложение во время визуализации положить руку на живот вызвало у пациентки явное сопротивлении. Она сказала, что ей противно прикасаться к своему телу. Фокусом терапии стало отрицание телесности. В дальнейшем осуществлялась работа по исследованию и принятию своего тела как тела взрослой женщины, а также по выделению места для своего ребенка, как в теле, так и в жизни. Через некоторое время рвота прекратилась, пациентка преобразилась внешне. Стала следить за собой и выглядела очень привлекательно. В сроке 12 недель выписана из стационара.
Таким образом, задача, которая стоит перед будущей матерью в докоммуникативный период – это выделение в своем субъективном мире места для своего ребенка. Но для этого необходимо осознать свой субъективный мир. Надо быть достаточно взрослой. Достижение женской зрелости возможно через принятие своей телесности.
С момента ощущения матерью движений плода (коммуникативный период) начинается переживание совместного «бытия» матери и плода, когда присутствуют разнонаправленные процессы: отождествления при становлении общности и дифференциации при становлении субъективного мира. По мере роста плода появляется предел для его движений, ограничение свободы. Ю.И. Шмурак считает, что с этого момента начинается «совместная деятельность» матери и ребенка. Мать ощущает движения ребенка и даёт ему обратную связь, сначала посредством гуморальной регуляции (негативно или позитивно), а затем путем прикосновений и исследования тела ребёнка через живот.
Предполагается, что коммуникативные средства имеют на только биохимическую природу, но во многом зависят от установок и интерпретаций матери. Так одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами «хулиганит», «безобразничает» и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки как «ему не хватает воздуха, он хочет погулять» — и выходила на свежий воздух. Существует точка зрения, что травматические влияния на плод происходят из-за недостаточно развитой коммуникации, т.е. внутриутробный младенец не был “услышан и понят” матерью. Выход состоит в развитии навыков коммуникации. Эта психотерапевтическая модель получила название “Неограниченная коммуникация”.
Особенности психотерапии.
Итак, конечно, беременность это не то состояние, которое надо лечить. Однако, беременность, являясь кризисом адаптации, может актуализировать психологические проблемы и провоцировать психические (чаще невротические) расстройства.
Можно утверждать, что состояние беременности это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности – время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Это одновременно и симбиотическая общность, и дифференциация «собственного я» и «объекта внутри меня». Прохождение процессов дифференциации необходимо для становления материнства и развития раннего диалога с ребенком. В противном случае соматическое состояние беременности будет замещать осознание себя матерью. Например, одна наша пациентка за 2 недели до родов всё еще воспринимала шевеления своего ребёнка как «движение газов в кишечнике». Наблюдая за беременными женщинами, мы заметили, что беременность часто переживается ими как болезнь. Многочисленные жалобы на соматические симптомы были обращены к врачам, особенно это касалось женщин, которые госпитализировались по акушерским показаниям в отделение патологии беременности.
Поэтому важной задачей психотерапии во время беременности является адаптация, в частности адаптация к новому образу своего тела. Иногда беременность – это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование, которое нельзя не заметить. Принятие своей телесности является важным процессом в формировании материнской сферы – это становление женской зрелости, следующим этапом которой является развитие материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком.
Литература:
Брутман В.Н., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности. // Вопросы психологии, 1997, №7, с.-38 -47
Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И. Замфир под ред. Проф. М.М. Решетникова. Спб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. – 195 с.
Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы – Самара: Издательский Дом БАХ-РАХ-М, 2003.–784с.
Фанти С. Микропсихоанализ. М.: «ЦПП», 1997
Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Шмурак Ю.И. Пренатальная общность// Человек, 1993, №6, с. 24 – 37

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
  1. Впервые напечатано в сборнике материалов МИГТИК «Гештальт-терапия и консультирование», вып.4, 2004.[]