Ольга Сильнова
Из разговора двух приятельниц:
— Знаешь, у моей дочери уже появился ухажер!
— Какой ужас!
В практике приходится часто встречаться с женщинами, недовольными «своей женской участью». Жалобы этих клиенток звучат примерно так: «не могу найти хорошего мужчину- все мужчины сволочи», «я не знаю как строить отношения с мужчинами», «мне кажется, что я не достойна внимания», «не получаю удовольствия от секса», «мои отношения с мужем разрушила моя мать».
Все эти клиентки схожи в том, что они не знают себя как взрослую зрелую женщину. Что это такое? Каков путь психологического взросления женщины? На эти вопросы я постараюсь частично ответить в этой статье.
В современном обществе превращение девочки-ребенка во взрослую женщину связывается с некоторыми социальными событиями: начало сексуальной жизни, замужество, рождение ребенка. Однако, только внешних, социальных событий зачастую недостаточно для того, чтобы женщина чувствовала себя взрослой, зрелой.
Э. Эриксон (5) описывает «здоровую» личность взрослого человека как личность, которая активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством, в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя. Каждый шаг взросления неизбежно сопровождается кризисом. Успешное проживание кризиса и решение определенной задачи взросления в каждом возрастном периоде позволяет личности увеличивать способность адаптироваться к жизненным нуждам и сохранять свой витальный энтузиазм.
Решающим моментом для развития цельной женской идентичности Эриксон считает переход от юности к зрелости, когда молодая женщина оставляет родительскую семью и посвящает себя любви к чужому человеку и заботам об их общем ребенке. Зрелость начинается со способности принимать и проявлять любовь и заботу.
Вслед за Э. Эриксоном, Д. Пайнз (2) указывает основные вехи на пути становления зрелой женской личности: 1) уникальные изменения женского тела в пубертате, приводящие к психологическому рывку юности; 2) первая беременность и 3) рождение ребенка.
Развитие зрелой женской личности, по мнению психоаналитиков, базируется на доэдипальном развитии здорового ощущения Собственного Я и здоровых объектных отношений, а также на прочном ощущении полоролевой и сексуальной идентичности. Оно (это развитие) включает в себя не только идентификацию с внутренним образом матери, но еще и противоположную задачу всей последующей жизни: отделение от матери и индивидуализацию.
По общему мнению, успешное проживание эмоционального кризиса каждого этапа взросления женщины зависит от того, какая у молодой женщины была мать (насколько она способна была быть матерью) и каким образом она относилась к своей женственности и к женственности своей дочери.
На отделение-индивидуализацию ребенка (в данном случае девочки) влияют способность матери радоваться своему взрослому телу женщины и ее отношения с отцом ребенка. Взаимное удовлетворение родителей друг другом, материнское наслаждение своим телом и Собственным Я предоставляет дочке удовлетворяющий объект для идентификации и дает надежду на такую же судьбу и для нее.
К. Хорни (4) описывает несколько вариантов взаимоотношений матери и дочери в зависимости от истории отношений самой матери со своими родителями.
Так, если мать в детстве была фиксирована на своем отце, впоследствии возможна ревность между матерью и дочерью. Вообще, некоторое соперничество между матерью и взрослеющей дочерью — вещь естественная. Однако, если эдипова ситуация в детстве самой матери вызвала у нее чрезмерное чувство соперничества, то для дочери оно может принять и вовсе гротескные формы. Подобное соперничество может проявиться в запугивании ребенка, попытках высмеять и унизить дочь, помешать ей привлекательно выглядеть и встречаться с мальчишками и т.д., и все с тайной целью воспрепятствовать тому, чтобы дочь развилась как женщина. Чаще всего такая скрытая ревность маскируется за разными формами заботы о нравственности девочки.
В случае, когда женщина в детстве была особенно привязана не к отцу, а к матери, у неё довольно рано могли возникнуть причины не любить свой собственный женский мир: возможно, мать слишком напугала ее; или девочка пережила глубокое разочарование в отношениях с отцом (или братом); возможно девочка рано приобрела напугавший ее сексуальный опыт; или обнаружила, что брату отдают предпочтение перед ней. Обида на женскую роль находит выход в том, что девочке прививается мысль, что мужчины — скоты, а женщины — несчастные страдалицы, что роль женщины неприятна и достойна сожаления, а половой акт — принесение себя в жертву похоти мужа. Такие матери, пишет Хорни, нетерпимы к любому проявлению сексуальности, особенно у дочерей.
К.-Г. Юнг (6) отмечает также значение отца в образовании детской психосексуальности, рассматривая случаи, когда дочь, идентифицируя себя с матерью, как бы уже переживает целый ряд разочарований. Однако дочь не состоит в браке с отцом и не нуждается в подобной установке. В дальнейшем ей придется приспособиться к жизни, обладая подобной семейной травмой (имея при себе багаж разочарований от брака ее матери и отца).
Подведем некоторые итоги: кто же такая «взрослая зрелая женщина»? Это та, которая: достигла половой зрелости, имеет прочную полоролевую и сексуальную идентичность, принимает свое взрослое женское тело, принимает свою взрослую сексуальность, способна испытывать и переживать интерес, влечение к мужчине, строить отношения с мужчинами, принимать и проявлять любовь и заботу, отделена от матери (да и от отца тоже). Все эти характеристики взаимосвязаны, взаимозависимы.
Мы коротко коснулись рассмотрения зависимости взросления женщины от психологической зрелости ее матери. В этой работе я хотела бы обратить внимание на другой аспект взросления женщины: развитие ее переживаний, чувств по отношению к мужчинам. Вообще мир устроен как единство противоположностей: так же как день не существует без ночи, а радость без печали, так и женщина не существует без мужчины. Само обсуждение женской зрелости важно, если учитывать простой жизненный факт разделения людей по полу (их различия в строении тела, физиологических функциях, биологическом предназначении, некоторых психологических особенностях).
Итак, какой же путь переживаний, сопровождающий ее отношение к мужчинам, проходит женщина в отногенезе. Конечно, у каждой женщины этот путь будет богат своими нюансами, действительно зависящими от того, в окружении каких мужчин (прежде всего отца) и женщин (прежде всего матери) она растет. Я попробую наметить некоторые общие вехи. Эта работа имеет для меня некоторый практический смысл, она помогает описать, насколько зрелой является женщина в данный момент и выстроить процесс взросления женщины в ходе терапии.
Рассмотрим, какие переживания могут сопровождать отношения с мужчинами девочки в допубертатном возрасте. Самое большое влияние здесь конечно же оказывают отношения матери и отца, зрелость матери, отношения ребенка с отцом. В самом общем виде могут быть два варианта развития отношений с мужчинами: «хороший» и «плохой».
В первом случае, отец является образцом «хорошего» мужчины: заботливого, любящего, ценящего привлекательность дочери. Отношения девочки с мужчинами в данном случае базируются на принятии, мужчины скорее воспринимаются как «хорошие». Однако в любой семье часто настаивают на том, что мужчина может быть опасен для девочки, необходимо соблюдать определенную осторожность в общении с ними. Итак, формируется некоторое реальное разделение: близкий мужчина — защита, принятие, любовь; чужой мужчина — оценка потенциальной опасности, любопытство, некоторая настороженность.
В случае «плохого варианта» развития мужчина часто вызывает страх: «это тот, который злой, не любит, приносит несчастье и т.д.». По мере взросления девочки страх может все больше окрашиваться агрессией: «мужчины — дураки, пьяницы, ненавижу их».
Отношения девочки со сверстниками-мальчиками также в некоторой степени зависят от переживания ее отношений с отцом, братом, другими близкими мужчинами в семье. При «хорошем» варианте развития девочка строит отношения с мальчиками со своей особой «женской» позиции: она знает о своих преимуществах, принимает некоторые различия в поведении мальчиков и девочек, отношения с мальчиками исполнены игры, любопытства; это отношения разных, но равных. В случае «плохого» варианта развития отношения с мальчиками — это отношения разных и неравных («и им не понять друг друга»): смесь превосходства («мальчишки — все дураки, двоечники, и др.») и страха («они более агрессивны, могут посмеяться, обидеть»), в любом случае «ничего хорошего от них ждать не приходится».
Основные вопросы, которые решает девочка в это время: кто такие мужчины, какие они? Кто такие женщины, какие они? Они разные, равные или нет?
В подростковом возрасте начинается интенсивное половое созревание, приводящее к резким изменениям в теле ребенка, появлению совершенно новых для него телесных ощущений и переживаний. Происходит достаточно резкая поляризация по полу, у девочки появляется новое переживание себя как женщины.
«Хороший» вариант развития девочки-подростка характеризуется вниманием семьи к ее изменениям и принятием этих изменений. Она впервые становится заметна как женщина; впервые замечает к себе особое внимание со стороны мужчин. Это вызывает смущение. В этот период девочка особенно нуждается в поддержке своей новой позиции со стороны матери и близких мужчин. Если семейное окружение замечает взросление девочки и одобряет его, с уважением относится к новым переживаниям девочки, то это служит надежной опорой для девочки-подростка в период бурного взросления. Отношения со сверстниками-мальчиками также окрашиваются интересом и смущением.
В случае «плохого» варианта развития всякие проявления сексуальности девочки-подростка игнорируются, пресекаются. В семье могут быть попытки высмеять или унизить девочку-подростка, обращая внимание на ее нелепость или испорченность. Это приводит к тому, что переживание своих телесных изменений окрашивается стыдом. В этом случае переживание волнения, смущения, связанное с новой позицией, преобразуется в стыд. Телесное переживание волнения, смущения табуируются: «сексуальность — грязная тема»; «в отношениях между мужчинами и женщинами присутствует только грязь». И т.д.
Вопросы, которые решает для себя девочка в этот период: «я становлюсь заметна как женщина, я — женщина: как это переживается мной и как к этому относятся другие»?
По мере дальнейшего взросления, девушку все больше занимают вопросы: могу ли я нравиться мужчинам; могут ли мне нравиться мужчины? Как это переживается? Насколько это одобряется или нет окружением?
В случае «хорошего» варианта, девушка может поделиться своими переживаниями с близким окружением. Опираясь на свое волнение, она может научиться различать нюансы своего отношения к мужчинам. В случае «плохого» варианта развития, волнение также запрещается Хотела бы еще отметить некоторые вопросы, на которые отвечает для себя взрослеющая женщина: насколько я привлекательна как сексуальный партнер; насколько привлекателен для меня тот или иной мужчина, как я определяю это?.
Итог «плохого» варианта взросления женщины может быть такой: она либо остается «девочкой», либо становится асексуальной женщиной («синий чулок»), либо демонстрирует протестные реакции, превращается в «шлюху» (имеет множество партнеров, браков). Данные варианты развития подробно описаны в работе Р.П. Ефимкиной и М.Ф. Горловой (1).
Взрослая зрелая женщина в отношениях с мужчинами: может испытывать волнение, возбуждение по отношению к некоторым мужчинам; способна «услышать» это возбуждение и принимает его. Ее отношение к мужчинам дифференцировано, в них (отношениях) она опирается также и на свои чувства и телесные переживания, принимает их.
Итак, способность сознавать телесные ощущения, свои переживания по отношению к мужчине и принимать их свидетельствует об определенной зрелости, взрослости женщины.
Во время своего взросления женщина развивает свою способность переживать отношения с мужчинами, сознавать эти переживания и принимать их. Можно выделить некоторые вехи в развитии: в случае благоприятного варианта — это может быть любопытство, интерес, смущение, волнение, возбуждение; в случае неблагоприятного варианта взросления женщины — это могут быть страх, агрессия, стыд, отказ от сексуальности либо протестная сексуальность (в любом случае женщина затрудняется в сознавании своего отношения к конкретным мужчинам, поскольку утеряна ее опора на свои переживания).
Я хотела бы привести отрывки из протокола сессии с клиенткой, иллюстрирующие один из неблагоприятных вариантов взросления женщины, проблемы, которые возникают у нее в результате такого развития. В ходе этой сессии клиентке удалось пройти иной путь развития своих переживаний в отношении с мужчинами.
Клиентка (назовем ее Татьяна), участница ознакомительной программы 1 ступени по гештальт-терапии. Сессия проходит в группе.
Татьяна: (садится в кресло) У меня такое сердцебиение… (начинает очень быстро говорить…).
Ольга: чем связано сердцебиение?
Татьяна: Будто я раздеваюсь перед всеми…
Предлагаю позаботиться о своем комфорте: остановиться, оглядеться, послушать себя.
Таня: Я выпью воды (приносит бутылку воды, ставит ее около кресла).
Таня: Меня никогда не понимала мама, я дружила с мальчиками, с девочками было неинтересно. Я была «девочка нецелованная» (в 12 — 14 лет), а мама говорила: «ты — проститутка», «ты закончишь на панели»… Хотя у меня не было и «мысли чем-то нехорошим заниматься».
Ольга: Ты начала издалека…
Таня: Я сейчас развелась с мужем (Я знаю, что это был очень трудный и важный шаг для Татьяны. В браке она была несчастлива, но очень боялась расстаться с мужем, дабы «не остаться одной, без средств к существованию (хотя семью содержала, в основном, она), и не оставить ребенка без отца» Татьяна рассказывала о том, что долго не уходила из-за того, что негде было жить, муж отказал в покупке квартиры Ушла она из квартиры мужа после того, как свекор обвинил ее: «ты — проститутка», так как к ней в гости приходили друзья (среди них и мужчины)).: Муж не защитил меня, а использовал эту ситуацию в своих целях. Получилось, что они «как-бы выгнали проститутку». И это при том, что я панически боюсь мужчин! (Татьяна с горечью восклицает это и начинает плакать). Несправедливо все это!
(Пауза) Татьяна: свекровь сейчас угрожает забрать ребенка, они говорят, что смогут доказать, что я женщина легкого поведения. (вновь начинает плакать).
Ольга: Я уже разозлилась на твою свекровь и на мужа твоего. …
Таня: Я ушла на квартиру к маме. У мамы тоже плохо. Пришла вчера домой, а она говорит: «ты — проститутка», целый день пропадала неизвестно где (плачет). Это была последняя капля. Что делать?! Ушла от мужа, что же теперь, уходить и от мамы? Все думают обо мне одинаково! Как только рядом со мной появляются мужчины (знакомые, друзья), другие думают, что я — женщина легкого поведения! (восклицает это с обидой и начинает плакать).
(Вот так! Какая уж тут сексуальность, когда весь мир осуждает, что ты — взрослая женщина и у тебя могут быть свои интересы, пристрастия, чувства и др. И хотя речь идет о вполне взрослых обвинениях («ты — проститутка»), Татьяна обижена как маленький ребенок, которого уличили в постыдных намерениях и действиях. Она оправдывается и пытается доказать свою невиновность. Видимо, мама клиентки является выразителем этого «общего мнения», источником инроекции «интерес к мужчинам — только для проституток», которая «питает» своей энергией проекцию клиентки).
Я предлагаю посмотреть вокруг и предположить, что про нее думают сейчас мужчины из группы.
Смотрит без особого возбуждения: Не знаю..
Ольга: Может быть кто-то думает, что ты — женщина легкого поведения?
Таня: Здесь этого нет.
Ольга: А что они думают?
Таня: Наверное, что я глупая… Не знаю… Меня не задевает, что обо мне думают, просто надоело слушать! (говорит громко, с вызовом, а потом как-то сникает, продолжая): Когда я вышла замуж, я боялась смотреть людям в глаза (особенно маме), теперь она точно знает, что я этим занимаюсь (Таня сделала ударение на этом слове). Для нее, если женщина занимается сексом — она проститутка.
(Вот как звучит это мамино послание — «если женщина занимается сексом — она проститутка»!)
Ольга (воскликнула): Ну мама-то твоя точно этим занималась, тебя-то она родила? Значит — она проститутка.
Таня: Но у нее всегда были скандалы с отцом, они постоянно ругались
(Говорит так, будто несколько оправдывает мать. Действительно — плохие отношения с мужчиной — вот показатель невинности женщины!)
Ольга: Но один то раз она все же спала с мужчиной? Верно?
Татьяна нехотя соглашается, несколько озадачена.
Ольга: Люди точно знают, что и ты спала с мужчиной — у тебя ребенок есть.
Таня: Я ужасно стыдилась своей беременности, прятала свой живот, стеснялась, а когда гуляла с сыном, то говорила, что это мой брат (плачет). Мне стыдно от этого.
В переживаниях Тани, касающихся жизни взрослой женщины (сексуальные отношения, интерес к мужчине, беременность, рождение ребенка) постоянно звучит стыд. В данном случае стыд является навязанным переживанием. Опутанная стыдом, она не может «услышать» своих собственных переживаний. Для того, чтобы Таня получила доступ к своим переживаниям, необходимо поколебать незыблемость интроекта..
Попробуем для этого обернуть Татьяну к реальности группы. Присутствие группы, мужчин в группе поможет выстроить некоторые эксперименты, помогающие сознаванию своих телесных переживаний, фантазий, чувств в режиме реального времени.
Ольга: Здесь есть много женщин, которые, видимо спят с мужчиной. Можешь начать с меня. Скажи: «Ты спишь с мужчиной. Ты — проститутка».
Таня: Ты спишь с мужчиной… Мне сейчас на слове «мужчина» представилось что-то грязное, большое, злое, этакий большой черт с рогами (она немного удивлена и растеряна…)
(Вот оказывается кто такой — мужчина: такой ответ получила Татьяна в процессе своего взросления. Скорее это должно вызывать страх, чем интерес и любопытство.)