Программа «Гештальт-терапия с детьми и подростками»
Тема 1. Основные принципы работы с детьми и подростками. – Т.Прохорова.
Основные направления психотерапии, используемые в работе. Возрастная периодизация. Я-концепции и теория self в работе с детьми и подростками. Особенности индивидуальной и групповой работы. 10 принципов работы с детьми и подростками и их практическое применение.
Тема 2. Терапия привязанности. И.Захарян / И.Фомина.
Теории привязанности. Виды нарушений привязанности. Терапевтические возможности в работе с нарушениями привязанности.
Материнская фигура, как объект привязанности, метафора и реальность. Работа с мамами детей разного возраста. Привязанность и зависимость – сходство и различие. Гендерные особенности отношений: мать-дочь, мать-сын; отец-дочь, отец-сын. Понятие о переходном объекте.
Тема 3. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. – И.Каленова, Т.Прохорова.
Особенности развития. Виды семейного устройства детей. Принципы работы с детьми и их усыновителями. Причины усыновления. Тайна усыновления. Причины отказа.
Тема 4. Работа с детьми, пережившими травму. – И.Захарян.
Понятие о травме. Представление о травме как о хронически незавершаемой ситуации.
Совместный поиск возможных ресурсов. Этические вопросы в работе с детьми и родителями.
Творческие методы в работе: ролевая игра, рисунок, пластика.
Тема 5. Детские страхи и проявления агрессии. – И.Фомина.
Представление о страхах и об их происхождении. Формы и способы работы со страхами.
Представление об агрессии. Творческая агрессия и необходимость ее проявления для нормального развития.
Понятие о границах в отношениях. Основные характеристики границ и их отсутствия.
Тема 6. Особенности работы с подростками в гештальт-терапии. – Т.Прохорова.
Значимость подросткового возраста. Сепарация и её нарушения. Агрессия в подростковой среде. Работа со стыдом. Образ тела. Нарушения восприятия тела. Сексуальность. Полоролевые нарушения. Причины девиантного поведения.