Основная программа подготовки гештальт-терапевтов «Теория и практика гештальт-терапии»

Общие сведения
Условия участия в программе
Условия сертификации
Программа курса
Общие сведения
Данная программа является единой программой профессионального тренинга гештальт-терапевтов (1+2 ступень), которая проводится в течение 3-х лет.
Гештальт-терапевтом по нормам ЕАGT считается человек, который кроме базового образования прошел не менее 600 часов тренинга по гештальт терапии, не менее 150 часов личной терапии и 150 часов работы под супервидением.
Программа «Теория и практика гештальт-терапии» в МИГТиК включает:
600 академических часов профессионального тренинга (320 часов тематических групповых сессий программы, 80 часов терапевтического практикума, 130 часов работы на интенсивах, 30 часов участия в конференции, 40 часов тематических спецкурсов);
150 академических часов супервидения (80 часов работы в регулярной супервизорской группе, 27 часов — в интенсивной супервизорской группе, 27 часов — в рамках сертификационной сессии, 11 часов персонального супервидения на летнем интенсиве, 5 часов индивидуального супервидения);
160 часов личной терапии (60 часов у одного из рекомендованных гештальт-терапевтов (может быть включено 9 часов индивидуальной терапии на интенсиве), 42 часа клиентом в малых терапевтических группах, 40 часов групповой терапии в рамках программы, 18 часов групповой терапии на интенсиве).
Условия участия в программе:
Законченное или незаконченное высшее образование в области психологии, медицины, социальной работы, педагогики со специализацией в области психологии.
При успешном завершении программы выдается СЕРТИФИКАТ Гештальт-терапевта с указанием количества часов и основных тем, составляющих программу.
Условия сертификации:
Посещение всех циклов программы (пропуск какого-либо цикла отрабатывается по договоренности с руководителем программы).
Прохождение необходимого количества часов личной терапии, супервидения и тренинговых занятий (см. выше).
Представление к середине программы теоретического реферата и неформальной автобиографии, а к концу программы (до экзаменационного цикла) трех практических рефератов о применении гештальт-терапии в собственной практике.
Успешная демонстрация практической работы во время экзаменационного цикла.
Требования к письменным работам см. здесь.
Условия отсроченной сертификации см. здесь.
Условия допуска к экзамену см. здесь.
Скачать анкету участника программы.

Программа курса «Теория и практика гештальт-терапии»

(составитель и руководитель программы — директор МИГТиК, канд. психол. наук О.В. Немиринский)
скачать в rtf
Тема 1. Философские, биологические и психологические предпосылки гештальт-терапии.
  1. Общее представление о психологическом консультировании и психотерапии. Профессиональная этика.
  2. Принципы личностных подходов в психотерапии.
  3. Революция психоанализа, ее теоретические, социальные и методические следствия.
  4. Экзистенциальная философия и экзистенциальный анализ.
  5. Формирование профессиональных взглядов Ф.Перлза и появление гештальт-терапии.
  6. Основные понятия гештальт-терапии: целостность, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, сознавание, саморегуляция.
  7. Основные понятия гештальт-терапии: контакт и граница контакта, творческое приспособление, поле «организм — среда», механизмы регуляции границы контакта.
Литература к Теме 1
Основная:
  1. Ялом И. Лечение от любви. М., «Класс», 1997.
  2. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М., «Класс», 1998.
  3. Семенова Н.Д. Этические основы психотерапии. — В кн.: Основные направления современной психотерапии. М., «Когито-центр», 2000.
  4. З. Фрейд. О психоанализе. Пять лекций. — В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М. МГУ, 1980, с. 148-184 либо в кн.: З.Фрейд. Психология бессознательного. М. «Просвещение», 1990, с. 346-381.
  5. Э. Фромм Человек для самого себя. — В кн.: Э. Фромм. Психоанализ и этика. М., «Республика», 1993.
  6. Ф. Перлз. Гештальт — семинары. М., 1998, с. 5-78.
  7. Ф. Перлз. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., «Либрис», 1996. — Ч.1 «Гештальт-подход».
  8. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., «Класс», 1997, с. 10-137.
  9. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. М., 2004, с. 17 – 58.
Дополнительная:
  1. Ф. Перлз. Внутри и вне помойного ведра. «Петербург — ХХ1 век», 1995.
  2. Э. Фромм Иметь или быть. М., «Прогресс», 1986.
  3. Хломов. Д.Н., Долгополов Н.. — Московский психотерапевтический журнал (далее МПЖ), 1994,№3, с. 7-16.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990, с. 136-207.
  5. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., «Смысл», 1999, с 9-11.
  6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб, «Речь», 2004, с. 18 – 40.
Тема 2. Теория контакта в гештальт-терапии.
  1. Проблема детерминации поведения человека и понятие границы контакта.
  2. Функции self.
  3. Фазы контакта. Линейная и циклическая модели.
  4. Механизмы прерывания контакта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).
Литература к теме 2
Основная:
  1. Робин Ж-М. Гештальт-терапия. М., МГИ, 1998.
  2. Робин Ж-М. — МПЖ, 1994, №3, с. 25-52
  3. Перлз Ф. Гештальт-подход…
  4. Булюбаш И.Д. Руководство … , с. 59 – 114.
  5. Хломов Д.Н. Гештальт-терапия. — В сб.: Основные направления современной психотерапии. М., «Когито-центр», 2000, с. 343-371.
Дополнительная:
  1. Перлз.Ф. Опыты психологии самопознания. М., «Гиль-Эстем», 1993.
  2. Долгополов Н.Б. — МПЖ, 1994, №3, с. 53-79.
  3. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М., Смысл, 2000, Часть 1.
  4. Лебедева Н., Иванова Е., там же, с. 121 – 221.
  5. Немиринский О.В. — В сб.: Гештальт-97, с. 50-54.
Тема 3. Интегративный характер гештальт-терапии.
  1. Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.
  2. Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
Литература к теме 3
Основная:
  1. Перлз.Ф. Эго, голод и агрессия.М., «Смысл», 2000, с. 20-41.
  2. Перлз Ф. Гештальт-семинары, М., 1998, с. 5-249.
  3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия, М., «Класс», 1997, с. 138-254.
Дополнительная:
  1. Сб. Гештальт-терапия. Теория и практика. М., «Эксмо-Пресс», 2000.
  2. Перлз.Ф. Эго, голод и агрессия. Часть II.
  3. Калитеевская Е.Р. — МПЖ, 1994, №3, с. 195-200.
  4. Булюбаш И.Д. Руководство … с. 511 – 550.
Тема 4. Терапия как творчество.
  1. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс.
  2. Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
  3. Психотерапия и искусство.
Литература к теме 4
Основная:
  1. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
  2. Калитеевская Е.Р. — В сб.: Гештальт-97, с. 41-49.
  3. Хломов Д.Н. – В сб.: Гештальт-2002, с.38-50.
  4. Захарян И.С. Психотерапия. Между наукой и искусством. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып.2. М., МИГТиК, 2002.
  5. Захарян И.С. В жанре клиента. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.20 – 31.
  6. Булюбаш И.Д. Руководство … с. 440 – 475.
  7. Немиринский О.В. — Гештальт гештальтов, 2009, 2 внутри Журнала практ психолога, 2009, 3, с.3 – 15.
Дополнительная:
  1. Окландер В. Окна в мир ребенка. М., «Класс», 1997.
  2. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., «Лань», 1999.
  3. Практикум по арт-терапии под ред. А.И. Копытина. СПб., «Питер», 2000.
  4. Захарян И.С. — в журнале Семейная психология и семейная терапия, 1997, №2, с. 32-43.
  5. Клюев Е. Между двух стульев. М., «Педагогика-Пресс», 1997.
  6. Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. — В сб.: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике, М., 1993, с. 114-131.
  7. Немиринский О.В. — В сб.: Гештальт-94, с. 85-87.
Тема 5. Стратегия и тактика терапевтической работы.
  1. Основные принципы первичного психологического консультирования.
  2. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
  3. Динамика терапевтической сессии.
Литература к теме 5
Основная:
  1. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., «Класс», 1997, с. 138-164.
  2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., «Питер», 2001.
  3. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. М., 2004, с. 216 – 272.
Дополнительная:
  1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., «Класс», 1994.
  2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., «Класс», 1999.
Тема 6А. Отношения гештальт-терапии с другими психотерапевтическими подходами. Проблемы гештальт-терапевтической теории.
  1. Парадоксы психоанализа.
  2. Психодраматическая ревизия психоанализа.
  3. Бихевиоральная терапия.
  4. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.
  5. Теория гештальт-терапии: проблемы и перспективы.
  6. Метод и техники: критерии методического единства гештальт-терапии.
Литература к теме 6А
Основная:
  1. З. Фрейд. Я и Оно. — В сб.: Хрестоматия по истории психологии. М., МГУ, 1980, с. 184-210.
  2. Аграчев С.Г., Кадыров И.М. Психоанализ и психоаналитическая терапия. — В сб. Основные направления современной психотерапии. с. 75-98.
  3. Гриншпун И.Б., Морозова Е.А. Психодрама. — Там же, с. 301-342.
  4. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия. — Там же, с. 224-267.
  5. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии. — Там же, с. 268-300.
  6. Резник Р. Интервью… — В сб.: Гештальт — 95, Гештальт-96.
  7. Бубер М. Я и Ты. — В кн.: Бубер М. Два образа веры.
  8. Робин Ж-М. Гештальт-терапия.
  9. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.
Дополнительная:
  1. Маслоу А. Самоактуализация. — В сб.: Психология личности. М., МГУ, 1982, с. 108-117.
  2. Франкл. В. Человек в поисках смысла. — В кн.: Франкл В. Доктор и душа. СПб, «Ювента», 1997.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1990, с. 54-69, 321-333.
  4. Роджерс К. О групповой психотерапии.
Тема 6Б. Телесный процесс в гештальт-терапии.
  1. Телесность как биологический, психологический и культурный феномен.
  2. Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии.
  3. Концепция «адаптированной телесной структуры» Дж.Кепнера.
  4. Телесный процесс и терапевтические стратегии. Роль дыхания, голоса, пространства и движения в терапевтической сессии.
  5. Прикосновение как межчеловеческое событие. Терапевтическое использование прикосновения.
Литература к теме 6Б
Основная:
  1. Лоуэн А. Предательство тела. Екат-г, «Деловая Книга», 1999.
  2. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. Биоэнергетика. СПб, «Речь», 2000.
  3. Лоуэн А. Депрессия и тело. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.
  4. Кепнер Дж. – В сб.: Гештальт-94, 95, 96, 97, 98.
  5. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии…, с. 367 – 439.
Дополнительная:
  1. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
  2. Фелденкрайз М. Осознавание через движение. М., 1994.
  3. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела. — В сб.: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., «Психотехника», 1993.
  4. Телесность человека: междисциплинарные исследования. — Там же, «Психотехника», 1993, раздел II.
  5. Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия. – В сб.: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1998.
  6. Мак-Нили Д. Псикосновение. М., «Алетейа», 1999.
  7. Ласая Е.В. Искусство быть беременной. — Журнал практического психолога, 2011, 5.
  8. Шевченко О.Г. Метод работы с голосом в гештальт-терапии. — Журнал практического психолога, 2011, 5.
Тема 7. Принципы клинического применения гештальт-терапии. Работа с невротическими расстройствами.
  1. Основные принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. Виды диагностики.
  2. Симптом и контакт: модели соотнесения.
  3. Сущность невроза. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза.
  4. Проблема характерологических типов в психоанализе и гештальт-терапии.
Литература к теме 7
Основная:
  1. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии, с. 130-228.
  2. Немиринский О.В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. – Гештальт-98.
  3. Немиринский О.В. – Гештальт гештальтов, 2006, N 2, с.62 – 77.
  4. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии …, с.115 – 174.
  5. Хломов Д.Н. — В сб.: Гештальт-96.
  6. Хломов Д.Н. — В сб.: Гештальт-98.
  7. Учебник психиатрии, соответствующие разделы.
Дополнительная:
  1. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб, 2000.
  2. Булюбаш И.Д. Не оставляйте меня одну. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.92 – 106.
  3. Булюбаш И.Д. Руководство … , с. 273 – 303.
  4. Калитеевская Е.Р. — В сб.: Гештальт-98.
  5. Франчесетти Дж. Панические атаки: феноменология и специфическая поддержка. – Гештальт гештальтов, 2007, 2.
  6. Ласая Е.В. — ГГ-2008-2 внутри Журнала практ. психолога, 2008, № 3.
  7. Поддъякова О.С. Психотерапия пограничной личности. — Журнал практического психолога, 2011, 5.
Тема 8. Гештальт-терапия психосоматических расстройств. Функционирование тела в жизни и психотерапии.
  1. Различные теоретические медели детерминации психосоматических расстройств.
  2. Гипотеза соматической (ретрофлексивной) проекции как попытка синтеза двух теоретических линий объяснения психосоматических расстройств.
  3. Специфика психологической помощи при различных психосоматических заболеваниях.
Литература к теме 8
Основная:
  1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М., Гэотар Медицина, 1999.
  2. Кепнер Дж. — В сб.: Гештальт 94, 95, 96, 97, 98.
  3. Минделл А. — МПЖ, 1993, №№ 1-4.
  4. Лоуэн А. Биоэнергетика. СПб., «Ювента», 1998.
  5. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. — МПЖ, 2000, №2.
  6. Ласая Е.В. — В сб.: Гештальт-98.
  7. Немиринский О.В. — МПЖ, 1997, №1 либо Гештальт гештальтов, 2009, 2 внутри Журнала практического психолога, 2009, 3, с. 16 – 25.
  8. Серов С.В. – Гештальт гештальтов, 2009, 2 внутри Журнала практ психолога, 2009, 3, с.26 – 48.
Дополнительная:
  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Минск, 1998.
  2. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед. М., «Класс», 1999.
  3. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб, ВЕИП, 1997.
  4. Семенова Н.Д. – Социальная и клиническая психиатрия, 1995, №3, с.85-89.
  5. Ласая Е.В. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.86-91.
  6. Серов С.В. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.78 – 85.
  7. Серов С.В. — Гештальт гештальтов, 2007,2.
  8. Серов С.В. — Гештальт гештальтов, 2008, 2 внутри Журн практ психолога, 2008, 3.
  9. Ильчик О. – Гештальт гештальтов, 2009, 1 – внутри Журн практ психолога, 2009, 3.
Тема 9. Психология и психотерапия зависимого поведения.
  1. Психологическая зависимость и химическая зависимость.
  2. Сущность химической зависимости.
  3. Стратегия и тактика работы с больными алкоголизмом и наркоманией в стационарных условиях. Программа «12 шагов».
  4. Особенности амбулаторной психологической реабилитации.
  5. Пищевая зависимость.
Литература к теме 9
Основная:
  1. Учебник психиатрии, соответствующие разделы.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., «Прогресс», 1988, с. 56-63.
  3. Полянова Т.В. Семья алкоголика. — Семейная психология и семейная терапия, 1997, №1, с. 103-105.
  4. Ханзян Э. Дж. — В сб.: Психология и лечение зависимого поведения. М., «Класс», 2000, с.35-54.
  5. Мэй Р. Любовь и воля. «Рефл-бук» — «Ваклер», 1997, с. 62-190.
Дополнительная:
  1. Портнов А.А., Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. Л., Медицина, 1971.
  2. Двенадцать шагов и двенадцать традиций.
  3. Алкоголики о себе (сб). М., Информ-12, 1997.
  4. Психология и лечение зависимого поведения (сб. под ред С. Даулинга). М., «Класс», 2000.
  5. Хломов Д.Н. — В сб. Гештальт-94.
  6. Сидорова Т. — В сб.: Гештальт-2001.
  7. Кудряшова Н. Гештальт-подход в терапии людей с избыточным весом.
Тема 10. Психологическая помощь при аффективных и психотических расстройствах.
  1. Клинические и психологические аспекты депрессивных расстройств.
  2. Реактивная депрессия и реакция острого горя. Закономерности работы с переживанием горя.
  3. Психология шизофрении.
  4. Построение системного представления о психопатологии и роли психолога в лечении душевных заболеваний.
Литература к теме 10
Основная:
  1. Линдеманн Э. Клиника острого горя. — В сб.: Психология эмоций. Тексты. М., МГУ, 1984, с. 212-219.
  2. Назлоян Г.М. — МПЖ, 2000, «2.
  3. Назлоян Г.М. — МПЖ, 2000, №3.
  4. Бейтсон Г. и др. — МПЖ, 1993, №1-2.
  5. Холмогорова А.Б. — МПЖ, 1993, №1.
  6. Лэнг Р. Расколотое «Я». М., «Академия», 1995.
  7. Немиринский О.В. — Социальная и клиническая психиатрия, 1994, №1.
  8. Хелл Д. Ландшафт депрессии.
  9. Ласая Е.В. Депрессия как утрата способностей – ГГ-2009-2 внутри ЖПП, 2009, № 3.
  10. Учебник психиатрии, соответствующие разделы.
Дополнительная:
  1. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении. — В сб.: Хрестоматия по патопсихологии. М., МГУ, 1981, с. 60-65.
  2. Назлоян Г.М. Концептуальная психотерапия: портретный метод. М., Per Se, 2002.
  3. Холмогорова А.Б. — МПЖ 2000, №3.
  4. Володин Б.Ю. — МПЖ, 2000, №3.
  5. Нуллер Ю.Л. Михаленко И.Н. Аффективные психозы. Л., «Медицина», 1988.
  6. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе. М., Смысл, 2000.
  7. Хааз Э. – МПЖ, 2000, №1.
  8. Зелексон Б.А. Дозированная зависимость. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, МИГТиК, 2001, с. 66-79.
Тема 11. Терапевтические отношения. Психоанализ и гештальт-терапия.
  1. История представления о терапевтических отношениях.
  2. Психоаналитическая концепция терапевтических отношений. Перенос и контр-перенос; виды реакций переноса.
  3. Динамика переноса в длительной терапии. Роль ограничений во взаимодействии терапевт-клиент.
  4. Экзистенциальный аспект терапевтических отношений. Диалогический характер психотерапии.
Литература к теме 11
Основная:
  1. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом.
  2. Хломов Д.Н., Калитеевская Е.Р. — В сб.: Гештальт-2000.
  3. Зембински З. — В сб.: Гештальт-96.
  4. Немиринский О.В. — В сб.: Гештальт-96.
  5. Немиринский О.В. — МПЖ, 1994, №3.
  6. Булюбаш И.Д. Руководство … , с.339 – 366.
Дополнительная:
  1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, МДЭК, 1994.
  2. Копьев А.Ф. — МПЖ, 1992, №1.
  3. Джендлин Ю. — МПЖ, 1993, №3.
  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., «Прогресс-Универс», 1994, гл.17,18.
  5. Захарян И.С. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, МИГТиК, 2001.
Тема 12. Диалог.
  1. Философия диалога М.Бубера. Понятие диалога у М.М.Бахтина.
  2. Диалог и терапевтические отношения в экзистенциальных подходах.
  3. Феномены диалога и попытки их описания в гештальт-терапии.
  4. Диалог и терапевтические техники.
Литература к теме 12
Основная:
  1. Бубер М. Я и Ты. — В кн.: М. Бубер Два образа веры.
  2. Фрейд З. Я и Оно.
  3. Хикнер Р. Диалогическая основа. – В сб.: Российский гештальт 2001, вып.3, стр. 9-33.
  4. Булюбаш И.Д. Руководство … с. 304 – 338.
  5. Немиринский О.В. Стыд и диалог. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.1- 19.
  6. Немиринский О.В. Страсть и диалог. – Гештальт гештальтов, 2007,2, с.35 – 54.
Дополнительная:
  1. Бубер М. Проблема человека. – В кн.: М.Бубер. Два образа веры.
  2. Бубер М. Диалог. – В кн.: М.Бубер. Два образа веры.
  3. Ван де Риет В. — В сб.: Гештальт-97.
  4. Резник Б. — В сб.: Гештальт-2000.
  5. Робин Ж.-М. – В сб.: Гештальт- 2002.
  6. Зелексон Б.З. Понятие страсти в различных психотерапевтических направлениях.– Гештальт гештальтов, 2007, 2.
  7. Захарян И.С. Страсти в терапии. – Там же.
Тема 13. Техника терапевтической интервенции. Супервидение в гештальт-терапии.
  1. Необходимость супервидения. Представление о функциях супервизора в различных терапевтических подходах.
  2. Характер интервенций на различных этапах терапевтической сессии.
  3. Парадокс и контрпарадокс.
  4. Внутренняя организация терапевтом своего взаимодействия с клиентом.
  5. Фокус супервидения.
Литература к теме 13
Основная:
  1. Немиринский О.В. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып.2, М., МИГТиК, 2002, с. 45-47.
  2. Булюбаш И.Д. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып 2, М., МИГТиК, 2002, с. 48-63.
  3. Булюбаш И.Д. – там же, с. 64-79.
  4. Булюбаш И.Д. Руководство…, с.625 – 717.
  5. Ласая Е.В. – там же , с. 80-82.
  6. Булюбаш И.Д. Критерии оценки сертификационной сессии. – Журн практ психолога, 2011, 5.
Дополнительная:
  1. Калитеевская Е.Р. — В сб.: Гештальт-96, М., МГИ.
  2. Бурцева Е.А. — В сб.: Гештальт-2000, М., МГИ.
  3. Бай-Балаева Е. К. – В сб. Гештальт – 2001.
  4. Бай-Балаева Е.К. – В сб.: Гештальт – 2002.
  5. Долгополов Н.Б. – В сб.: Российский гештальт. Новосибирск 2001.
  6. Уильямс Э. Вы – супервизор… М., «Класс», 2001.
  7. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М., Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.
Тема 14. Работа с детьми и семьями в гештальт-терапии.
  1. Психология возраста. Специфика работы с детьми.
  2. Техники работы с детьми.
  3. Модели семейной терапии.
  4. Техники семейной терапии.
  5. Основные принципы работы с интимными системами в гештальт-подходе.
Литература к теме 14
Основная:
  1. Окландер В. Окна в мир ребенка. М., Класс, 1997.
  2. Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
  3. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М., Класс, 2000.
  4. Кедрова Н.Б. — В сб.: Гештальт-терапия с детьми. М., МГИ, 1996, с. 35-41.
  5. Захарян И.С. — Семейная психология и семейная психотерапия, 1997, №2, с. 32-43.
  6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. (курс лекций). СПб., «Речь», 2001.
  7. Булюбаш И.Д. Руководство … с. 591 – 624.
  8. М.Спаньоло-Лобб. – ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
  9. Э. и Б.Линч. — ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
Дополнительная:
  1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Класс, 1998.
  2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., Класс, 1998.
  3. Витакер К. За пределами психики. М., Класс, 1999.
  4. Витакер К., Бпмберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.
  5. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., Класс, 1997.
  6. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., Класс, 1998.
  7. Виникот Д. — МПЖ, 1999, №2.
  8. Семейная психотерапия (Хрестоматия) СПб., «Питер», 2000.
  9. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.
Тема 15 (доп.). Групповая психотерапия
  1. Групповая психотерапия в свете различных теоретических концепций.
  2. Групповая динамика, ее терапевтическая роль, стадии, механизмы.
  3. Влияние состояния ведущего группу на ход терапевтического процесса.
  4. Процесс-анализ групповой психотерапевтической работы.
Литература к теме 15
Основная:
  1. Ялом. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб, «Питер», 2000.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., «Гиль-Эстель», 1993.
  3. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., Смысл, 1999.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., Прогресс», 1990.
Дополнительная:
  1. Орлов А.Б. — МПЖ, 1994, №2.
  2. Федорус И.В. – Социальная и клиническая психиатрия, 1995, №3, с. 72-80.
  3. Булюбаш И.Д. Руководство … с. 476 – 510.
Тема 16 (доп.). Работа с организационными системами в гештальт-подходе.
  1. Изменения в организационных системах. Парадоксальная концепция изменений.
  2. Управление изменениями. Цикл изменения. Фазы цикла.
  3. Уровни системы. Основные принципы работы с учетом разных уровней системы.
  4. Сопротивление изменениям. Работа с сопротивлением.
  5. Оценка готовности системы к изменениям.
  6. Соотнесение психотерапии и орг. консультирования.
Литуратура к теме 16
Основная:
  1. Невис Э. Организационное консультирование СПб, Изд-во Пирожкова, 2002.
  2. Сильнова О.В. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.107 – 130.
  3. Сильнова О.В. – Гештальт гештальтов, 2007, 2, с. 153 – 170.
  4. Морер Р. – В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып. 2, М., МИГТиК, 2002.
  5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., МЦФЭР, 2003.
Дополнительная:
  1. Управленческое консультирование под ред М. Курба в 2 томах, М., «Интерэксперт». 1992.
  2. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации М., ИНФРА-М, 1996.
  3. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., Армада Дмитрий+Пресс, 1998.
  4. Организационная психология. Хрестоматия. СПб, Питер, 2000.
  5. Булюбаш И.Д. Руководство… с. 551 – 590.
Кроме того, проводятся две психотерапевтические группы.
В программу приглашаются различные тренеры Московского Института Гештальт-Терапии и Консультирования.
Руководитель программы: к.п.н. Олег Владимирович Немиринский.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Российско-итальянская программа

Дорогие коллеги и будущие коллеги! Программе «Теория и практика гештальт-терапии» (составитель – ректор Московского Института Гештальт Терапии и Консультирования О.В.Немиринский) уже 20 лет. То есть, она старше нашего Института, который как самостоятельный тренинговый институт существует 14 лет. Но набор 2014 года  особенный. Впервые эта программа будет проходить при участии президента Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAGT) …

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотреть страницу »

Требования к рефератам

Теоретический реферат Теоретический реферат является проверкой понимания понятий и принципов гештальт-терапии и умения работать с литературой. В реферате должна быть использована литература, указанная в программе, а также та, которую автор сочтет интересной для раскрытия темы. По ходу текста должны быть ссылки на источники (автор, год; если приводится дословная цитата, то кавычки и автор, год, страница). …

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотреть страницу »

Условия допуска к экзамену

К сдаче практического экзамена допускаются участники: пропустившие не более двух циклов программы, сдавшие письменные работы (допускается задолженность одной работы), прошедшие не менее 25 часов личной терапии у одного из рекомендованных терапевтов, прошедшие не менее 25 часов клиентом в малых терапевтических группах, прошедших не менее 40 часов в супервизорских группах. Желаем удачи! Поделиться в соц. сетях …

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотреть страницу »

Условия отсроченной сертификации

В случае, если к моменту завершения программы обучающийся не выполнил сертификационных требований, допускается отсрочка сертификации на период до одного года. Если после окончания программы прошло более одного года, для получения сертификата необходимо выполнить те нормы (кол-во часов личной терапии, супервидения, письменные работы и т.п.), которые существуют для участников программы на данный момент. Если после окончания …

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Смотреть страницу »