↑ Вернуться > Популярные статьи

“Не нравится? — Не ешь!” Проблема ментального метаболизма.

Е.С.Ильичева

Пищевая направленность заголовка вовсе не означает, что речь пойдет о пищевых расстройствах и проблемах ожирения. Хотя и об этом тоже.
Хороший или плохой аппетит, любимое и нелюбимое блюдо — это своего рода вечные темы. Особенно когда вспоминается детство и ненавистная тарелка манной каши. Некоторые из нас с ужасом или иронией вспоминают, как взрослые заставляли нас поглощать еду, сопровождая кормление убедительными словами “За маму, за папу, за бабушку, за дедушку, за киску …” Нам не нравилась каша, не нравилось молоко. Сначала мы отворачивались, выплевывали, плотно сжимали рот — мы сопротивлялись. Но нам нравилась мама, которая нас уговаривала (или заставляла) это все есть. И мы научились сопротивляться своему сопротивлению, чтобы не огорчать горячо любимую маму (или чтобы не схлопотать по заслугам). И все бы ничего,
если бы за нами не тянулся шлейф детской беспомощности,
если бы мы послушно не открывали рот перед каждой возможностью что-нибудь проглотить: предлагаемое блюдо или разного рода информацию.
Если бы не страдали мы после этого несварением в прямом и переносном смысле, если бы не ложилась эта пища камнем в желудок.
Если бы не жили “за маму, за папу, за дедушку, за бабушку, за жену, за мужа, за детей…”, вместо того, чтобы жить за себя.
Если бы не появлялись множественные “ты должен”, лишь некоторые из которых совпадают с тем, что ты действительно хочешь.
Пищевая метафора очень удобна при описании одного из фундаментальных способов человеческого взаимодействия с окружающей средой — интроекции. Фредерик Перлз первый увидел четкую параллель между тем, как человек обходится с пищей и его поведением. Он использовал идею обмена веществ (метаболизма) как ведущий принцип функционирования живой открытой системы. Поскольку психика является функцией живого организма, то данный редукционизм вполне оправдан.
Итак, интроекция. В самом слове заложен смысл помещения внутрь себя чего-либо из окружающей среды. Было твое (или ничье) — стало мое. Нам нужен воздух, нужна пища. Для поддержания жизни и роста мы нуждаемся в питательных веществах. В младенческом возрасте, когда у нас еще нет зубов, мы принимаем жидкую пищу непосредственно из материнской груди. Когда появляются зубы, мы способны сначала откусывать, а потом и жевать. Выгода от измельчения пищи в увеличении контактной поверхности, благодаря этому взрослый человек может получать больше разнообразных веществ. Пищу надо жевать, тогда она лучше усваивается, то есть становиться нашей плотью и кровью, придает нам силы. Непрожеванная твердая пища усваивается гораздо хуже. А если она к тому же несъедобна? А если у тебя нет соответствующего фермента для ее переваривания? А если она недоброкачественна или даже ядовита?.. Результат такого употребления в комментариях не нуждается.
Отношения человека с поступающей извне информацией, будь то традиции, установки, лозунги, понятия, факты, стандарты поведения, аналогичны его отношениям с пищей. Если теория, которой вы овладели, “переварена” в деталях, так что вы сделали ее своей, вы сможете ее гибко и эффективно пользоваться, потому что она стала вашей второй натурой. Но “урок”, который вы проглотили целиком, без критики, без вникания и понимания, а лишь из-за доверия “авторитетам” — это уже интроект. То есть чужая часть в вашем организме, в вашей душе. Вы пытаетесь использовать ее, как будто это ваша часть. Это похоже на плохо подогнанный протез, скрытый под одежду. Когда вы “глотали” это знание, вы подавили первоначальное замешательство. Но вы не можете творчески использовать это знание, так как оно чужое (“за папу”, например). У каждого из нас за душой имеется ряд недопереваренных нтроектов в виде иррациональных убеждений, например таких, как “Все мужики — сволочи!”, “Женщина должна сидеть дома”, “Все бабы — б…”, “Тарелки надо ставить в эту строну” и т.п.
В детстве, при отсутствии зубов, у нас не было выбора, кроме как впитывать то, что дают. Но взрослый человек уже способен понять необходимость агрессивного, деструктивного и реконструктивного отношения к любому опыту с тем, чтобы он действительно стал его опытом. Если взрослый человек продолжает глотать, не жуя, он засоряет свой организм, свою душу, чужими, не нужными ему вещами, он становится похожим на захламленное помещение, где ничего нельзя найти.
Даже народная мудрость в силу своей противоречивости создает конфликт внутри человека. Этот конфликт препятствует росту. Например, “Отпуская хлеб свой по водам…” или “Поступай с ближними так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой”. Они настраивают нашу душу на щедрость и великодушие. И одновременно существуют такие высказывания “Кто смел — тот и съел!”, “В большой семье е…ком не щелкают”, настраивающие на быстрое неразборчивое поглощение впрок. Так возникает паразитизм. Почти в каждом из нас живет инфантильная мечта иметь все, причем даром, просто так, “чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было”. Но особенно примечательна сверкомпенсированнная форма паразитизма, когда человека бессознательно мучает страх голодной смерти. В силу своей личностной незрелости он не надеется на свои силы, не верит в свою способность себя прокормить… и делает запасы. Именно такие люди болезненно реагируют на возможное повышение цен после Нового года и считают себя страшно умными, когда срочно покупают еще не подорожавший мешок сахарного песка или автомобиль.
Существует корреляция между дентальным и ментальным поведением. Обратите внимание на то, как вы обходитесь с пищей. Может быть вы едите все, что дадут. Может оказаться, что вы также неразборчивы относительно получаемой информации или знакомств. Может быть вы предпочитаете жидкую пищу, избегая усилия по ее пережевыванию. Не исключено, что вы предпочитаете чересчур легкий путь для решения проблем. Если вы спешите во время еды, проявляете нетерпение, то сами проведите параллель со своим поведением.
Интроекты (принятые без критики утверждения или способы поведения) могут серьезно усложнять жизнь Хотя бы потому что они чужие. Признаком наличия таких убеждений является частое использование слов “ я должен, ты должен, они должны”, Попытайтесь объяснить, почему мы поступаете тем или иным образом. Если в ответе прозвучит “Я должен”, то скорее всего, что это интроект, который надо “переварить” или “отрыгнуть”. Кстати, очень интересен факт, что когда нам кто-то пытается навязать свое мнение, нас тошнит. Это сигнал о том, что мы и так уже “объелись”. Освободив свою душу от чуждых элементов, мы получаем свободное место для того, что нам действительно интересно и важно, для того, чего мы действительно хотим, что придет нам силы.
Попытайтесь прислушаться к своим ощущениям, когда общаетесь с кем-либо. Возможно, что вы сможете определить, какой перед вами человек — “полезный” или “токсичный”. Постепенно вы научитесь избегать общения с “токсичными” людьми.
Обратите внимание, какие телепредачи вы смотрите, что вы получаете от их просмотра. Есть один секрет — у всех телевизоров имеется выключатель. То же самое касается книг, лекций, курсов переподготовки.
Определите, где ваше место в доме, где вы действительно чувствуете себя безопасно и уютно. Насколько “честной” является обстановка вашей квартиры? Может быть это только дань моде, а вам здесь неуютно и тревожно?
Последним напоминанием из теории метаболизма будет то, что если нечто поступает вовнутрь, то что-то надо и выделять. Если речь идет о ментальном метаболизме, то можно попробовать “выделять” свои собственные умозаключения, индивидуальные способы поведения, а не передавать по кругу дожевывать чью-то жвачку. Но самое первое правило для взрослых мальчиков и девочек: “Не нравится — не ешь”.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники